Минюст ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://minust.cap.ru/

Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию

Модернизация отечественного образования актуализировала проблемы правовоспитательного процесса в России. Не случайно Президент страны В.В. Путин, выступая на заседании Госсовета РФ 29 августа 2001 г., заметил: "Развитие образования в стране - это далеко не только престиж нашего государства, хотя и это важно. Развитие образования - это задача общенациональной значимости"*(1). Выстраивание новой системы модернизации общества столкнулось с необходимостью определить сущность таких важных юридических конструкций, как "правовая культура", "правовое сознание", "правовое образование", "правовое воспитание".

В юридической науке важную роль играют термины, понятия, которые составляют основу ее языка и позволяют четко разъяснять правовые явления. Этот факт важен не только для теории права, но и для практической правотворческой, правореализующей деятельности субъектов правовых отношений. В последние годы все большую популярность приобретают разнообразные модели правовоспитательной деятельности, которые взаимосвязаны с многочисленными концепциями правового образования, создаваемыми в различных регионах России. Изучая современные тенденции образовательной политики и перспективы их реализации, необходимо обратить внимание на сущность базовых понятий. Известно, что правовое образование является важным комплексным компонентом механизма правовой социализации личности (процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, правовых оценок, норм и моделей поведения). Общество, правовая практика определяют позитивную или негативную направленность правовой социализации и правового образования. Личность активно и избирательно воспринимает внешнее воздействие, преломляя его сквозь призму внутренних помыслов, убеждений, которые сложились первоначально. Правовое образование способно направить этот процесс в целенаправленное позитивное русло. Участвуя в реализации различных проектов реформирования общества, специалисты в области правового воспитания разработали важный юридический документ для школы - стандарт образования. Формирование нового закона образовательного права стало важной основой построения нормативной базы в области правовой культуры и воспитания школьников России. При разработке стандарта было выявлено, что в процессе правового образования личность усваивает определенные ценности, которые должны быть представлены как обязательные единицы стандарта знаний. В ходе многочисленных дискуссий появились две альтернативные точки зрения. Согласно первой позиции стандартизация правовых знаний и "рамочная" система формирования правовой компетентности личности нецелесообразна, так как не может быть четко обозначенной модели правового обучения современного школьника. Противники такого подхода считают, что необходимо упорядочить основные дидактические единицы содержания основ наук, сформулировать задачи, цели и требования к правовой подготовке учеников, а также создать профессионально грамотную основу для выстраивания преемственного и результативного правового обучения и воспитания.

После внесения 20 июля 2001 г. на рассмотрение в Государственную Думу законопроекта "О государственном стандарте общего образования" развернулась дискуссия по вопросу о сущности федерального компонента содержания документа и перечня учебных предметов и образовательных областей, которая затянулась на два года*(2). В списке базовых учебных предметов не оказалось ни экономики, ни права. Образовательная область "Обществоведение" была представлена в виде трех курсов: истории, географии и обществознания (правоведение являлось лишь модулем, то есть небольшой частью, "поглощенной" другими предметами или модулями). В результате многочисленных споров решено инициировать включение в федеральный компонент базисного учебного плана школ предмет "Право" с нагрузкой не менее 70 часов в старших выпускных классах.

Работа над окончательным вариантом закона была завершена в 2003 году. В новом нормативном акте представлен фиксированный по темам объем правовой информации, необходимый для обязательного усвоения. В нем сформулированы цели правового обучения школьников, заключающиеся в формировании: уважения к праву, собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции*(3).

К настоящему времени в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года*(4) в старших классах общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Поэтому создан специальный вариант стандарта по праву для профильной школы. Изучение права на профильном уровне в старшей школе направлено на решение не только задач формирования правовой компетентности, но и создание системы профессиональной пропедевтики, которая позволит школьникам грамотно и адекватно их способностям выбирать род занятий в ближайшем будущем. Хочется надеяться, что новый закон позволит более эффективно подготовить выпускников к освоению программ высшего юридического образования.

В новых нормативных актах часто употребляются понятия "правовая культура", "правовое сознание", "правовое образование", "правовое воспитание". Следует заметить, что они не являются чисто юридическими и заключают в себе первоначальный смысл, заложенный в них другими науками, в частности педагогикой, психологией, социологией, культурологией.

Многие слова, употребляемые в теории права, полисемичны, то есть могут иметь несколько значений. Однако юридический оттенок этим важным понятиям придает прилагательное "правовая(ое)", нацеливающее на иной подход к рассмотрению словосочетаний в теории и практике.

Выясняя юридическую сущность этих понятий, необходимо руководствоваться выделенными в науке этапами анализа правовых терминов, в частности: 1) истолковать слова грамматически с точки зрения их общеупотребительного значения; 2) исследовать характер логико-семантической связи между словарными единицами рассматриваемых терминов; 3) объяснить значение слова "правовое(ая)" применительно к контексту употребления. Изучая различные подходы к проблеме понимания права, многие юристы (Р. Иеринг, Н.М. Коркунов, Н.С. Таганцев, Л.И. Петражицкий, С.А. Муромцев) обращали внимание на это понятие в аспекте нормативного выражения согласованных интересов*(5); 4) иметь в виду, что составные термины, подобно указанным выше, представляют собой не просто набор взаимозаменяемых слов-элементов. Это устойчивые образования, внутри которых устанавливаются логико-семантические отношения. Следовательно, будучи включенными в структуру определенной терминосистемы, многозначные слова находятся с другими словами в строго определенной логической связи, вследствие чего приобретают ограниченный, подчиненный общему логическому строю смысл*(6).

Актуализация указанных выше понятий не только в теории права, но и в реальной практике породила необходимость их более четкого дефинирования в юридическом смысле.

Современное осмысление этих конструкций невозможно без экскурса в прошлое. Начало этапа становления национальной правовой культуры относят обычно к древнерусскому периоду*(7). Формирование ее в полномасштабном объеме определяется концом ХVIII-началом ХIХ вв. В этот период утверждаются позиции различных школ права, приобретают популярность идеи о неотъемлемых правах и свободах человека*(8). Так, в частности, закладывались основы формирования концепции естественного права. Однако оно не соответствовало принципам официальной государственной политики, поэтому его преподавание в учебных заведениях было запрещено и предпочтение отдано общей теории законоведения*(9). В 60-е годы ХIХ века предпринимаются попытки разработать новую систему правовой культуры, связанную с установлением в стране конституции. В рамках нового юридического мышления развивались основные представления о правовой культуре (Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский, Г.Ф. Шершеневич). Впервые в России заговорили о формировании правового сознания и правовой культуры на всеобщем уровне.

Понимание правовой культуры как особого качественного состояния правовой жизни начинается в ХХ веке. Воспитание нового человека требовало активного воздействия на общественное сознание. В этом большую роль сыграл фактор заидеологизированности. Источником формирования представлений о понятии правовой культуры нередко служили идеи партийного руководства. Системные исследования правовой культуры предпринимаются в 60-70-е годы XX века (работы Е.В. Аграновской, С.С. Алексеева, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, Н.М. Кейзерова, В.П. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой и других). При изучении правовой культуры важно различать ее содержание и уровень. Содержание определяется направленностью правовой идеологии и правовой политики, а также действующей правовой системой. Уровень правовой культуры - это степень ее интенсивности, насыщенности. Основополагающие подходы к формированию современной дефиниции понятия "правовая культура" были сформулированы в 80-е годы ХХ века. Правда, это осуществлялось через категорию "социалистическая правовая культура". Заметим, что разработка данного понятия происходила в основном с прикладных позиций без учета социально-философского аспекта проблемы.

В современной юриспруденции существуют разнополярные подходы к соотношению понятий "правовая культура", "правовое сознание", "правовое воспитание" и "правовое образование".

Насчитывается около 250 различных научных позиций по вопросу определения правовой культуры. Формирование нового понятийного аппарата, отражающего реалии изменяющегося общества, позволило по-иному взглянуть на данные объекты правовой жизни, их роль в процессе социализации личности, эволюции всего общества. Современный этап характеризуется выработкой целостной ее концепции на основе развития юридических знаний, традиций. А.П. Семитко характеризует правовую культуру как качественное состояние правовой жизни общества*(10). З.Ч. Чикеева полагает, что, рассматривая правовую культуру только как качественное состояние жизни, мы констатируем лишь внешнюю форму данного явления*(11). Внутреннее же ее содержание заключается в развитии самого человека. Таким образом, развитие личности в процессе деятельности по формированию правовых ценностей и их усвоению есть форма существования правовой культуры. Ее структуру можно рассматривать как единство двух подсистем: субстанциональной и функциональной. В первом случае речь идет о фиксации правового опыта общества, граждан, о правовых теориях и идеях, во втором - подразумевается процесс оформления этого опыта в практической правовой деятельности.

До конца ХХ века комплексное определение понятия "правовая культура", которое соответствовало бы его сущностному (аксиологическому) содержанию, отсутствовало. Оно не рассматривалось в соотношении с такими категориями, как духовность ее философской, социальной и правовой интерпретации. Большинство определений носило чисто прикладной характер. В частности, акцентировалось внимание на правовой культуре должностных лиц*(12). Рассматривая данное понятие в более широком аспекте, В.И. Каминская и А.Р. Ратинов показали, что это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражению в сознании и поведении людей*(13). В качестве элементов понятия были выделены право, правовые отношения, государственные органы, организации по реализации права, правовое сознание и правовое поведение. Однако, по мнению Н.М. Кейзерова, указанные элементы недостаточны для определения сущности правовой культуры, к ним необходимо добавить критерии политической оценки права и правового поведения*(14).

Н.Я. Соколов считает, что правовая культура может рассматриваться как "совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества"*(15). В литературе закрепилось понимание культуры как совокупности принципов, мировоззренческих установок в области права, подкрепленных профессионально-правовыми знаниями. Это категория общечеловеческих ценностей, она выступает критерием становления российской государственности. Выделяют внешнюю правовую культуру как совокупность идей, представлений о праве, его месте в социальных отношениях и внутреннюю, с позиции которой осуществляется исследование того, каким образом формируется система права.

Исследование отечественными правоведами вопросов правовой культуры позволило вычленить отдельные ее аспекты, создать целостное учение. По мнению А.Б. Венгерова, правовая культура - это социально-экономический феномен, в составе которого определяется правосознание, юридические учреждения и проч. С.С. Алексеев считает, что правовая культура включает в себя уровни правового сознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику. А.П. Семитко подчеркивает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты правовой системы - правовые тексты, правовая деятельность, сознание и уровень развития субъекта*(16). Подобная ее структура - недостаточно полная, ибо в ней содержатся характеристики, которые не являются самостоятельными элементами данного понятия. Например, весьма расплывчаты такие элементы, как "уровень совершенства законодательства" или "юридическая практика".

Важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания людей. Существенный вклад в учение о правосознании внес известный правовед И.А. Ильин, который доказывал, что правосознание представляет собой еще более значительный феномен, чем право. Оно понимается как "естественное чувство права и правоты", как "особая духовная настроенность инстинкта", как "особого рода инстинктивное правочувствие" - некая универсалия, которая имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение*(17).

Правовое сознание - относительно самостоятельное явление, которое представляет собой духовную основу правовой системы. В нем содержатся многовековые моральные установки общества, которые применительно к российскому государству изначально представляли собой идеи о справедливости, приоритете общесоциальных интересов, утверждение идей коллективизма, взаимопомощь, тесную связь с религией. Именно благодаря такой основе общество в целом даже в эпоху переходного периода способно развиваться относительно стабильно, не испытывая на себе многочисленные потрясения от осуществляемых нововведений*(18).

Несмотря на то, что правосознание представляется довольно сложным явлением, складывающимся под воздействием различных факторов, это вовсе не означает, что на процесс формирования правового сознания людей нельзя воздействовать целенаправленно.

Структура правосознания представляет собой единство двух частей: правовой психологии и правовой идеологии. Правовая психология формируется в результате повседневной практики. В эту область правосознания включаются правовые чувства, настроения, желания, привычки, характерные для личности, социальной группы или общества в целом. Правовая психология отражает эмоции людей, возникающие в правовой сфере. Для нее свойственны стихийность, связь с личными интересами и ценностями.

Правовая идеология - это совокупность систематизированных теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права. В ней отражаются требования общества и социальных групп, которые предъявляются к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает большим нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности.

В формировании правовой культуры личности большую роль играют правовые эмоции. В них выражаются окрашенные в чувственно-личностные тона взгляды на правовое регулирование, юридическую практику, их оценка. Эта своеобразная форма отражения действительности выражает, можно сказать, субъективное отношение личности к праву, к соответствию или несоответствию в нем идеалов. Развитие правового чувства может и должно происходить в системе комплексного формирования других социальных чувств индивида. Ученые обращают внимание на особую роль при этом чувства гражданина страны, приходя к верному выводу о том, что процесс правового образования должен строиться с учетом принципов соблюдения прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в известных международных документах.

Если правовые знания возможно приобрести в процессе обучения достаточно быстро, то формирование убеждений (положительные правовые ценностные ориентации) - процесс длительный, трудный и противоречивый.

Правовые знания, установки и ценности организуются в систему ценностных ориентаций, определяющих различные модели поведения человека, его поступки. Ценностные ориентации - это система установок личности, которые важны в сфере реализации права. Они связаны с образом жизни личности и оказывают заметное влияние на ее судьбу. Знание и восприятие (осознание) положительного права всеми гражданами - несомненное условие их правовой защищенности*(19).

Одной из самых неразработанных в юридической науке является проблема правосознания, выраженная в социально-правовой компетентности, правовой культуре педагога. Сейчас выявились потребности изучения правосознания педагога и содержательных аспектов его формирования. Это обусловлено тем, что правовое сознание учителя, его правовая культура есть неотъемлемые компоненты осуществления профессиональной деятельности, в том числе организации формирования правосознания подрастающего поколения*(20).

Правовое сознание педагога следует рассматривать в виде системы правовых взглядов, чувств, ценностных ориентаций, представлений, убеждений о праве. В конце 90-х гг. ХХ века впервые на федеральном уровне была создана система повышения квалификации и переподготовки учителей в правовой области, подготовлены тьюторы (педагоги-тренеры). Получив определенный минимум правовой подготовки, они продолжили работать в регионах страны в рамках системы постоянного совершенствования педагогического мастерства учителей права и повышения уровня их правовой компетенции. Разработаны новые программы повышения квалификации учителей права, методистов, администраторов. Активно создаются авторские региональные программы совершенствования правовой культуры педагогов в Перми, Тамбове, Рязани, Ростове-на-Дону, Уфе, Новосибирске, Брянске. Созданы специальные программы правовой подготовки учителей на 500, 250 и 72 часа. Новая система формирования правового сознания учителя позволяет создать и сохранить единое образовательное пространство каждого региона с учетом его специфики. Региональные институты повышения квалификации приступили к подготовке организаторов правового образования в школе. Проведены мониторинговые исследования состояния правовой культуры и сознания участников образовательного процесса. Так, по оценкам специалистов Перми, в этом регионе наблюдается "смешение либеральных, этатистских и посттоталитарных представлений в отношении права, сложилась стихийная, мифологическая система взглядов на право"*(21). Большинство учащихся города считают, что государство нарушает их права (63 процента), значительная часть респондентов не доверяет органам милиции, суда и прокуратуры (61 процент). Суждения учителей о праве более категоричны и оптимистичны. Среди педагогов больше тех, кто не доверяет милиции (67 процентов учителей), многие убеждены в несправедливости системы правосудия (57 процентов). Поведенческий аспект правовой культуры определяется мировоззренческими установками респондентов. Негативно оценивая правовую жизнь, педагоги пессимистично настроены в отношении возможности добиться материального благополучия без нарушения законов (83,9 процента учителей). Ценностные ориентации базируются в большей степени на житейских представлениях и обыденном восприятии права.

В последнее время исследователи стали обращать внимание на волю как самостоятельный элемент правового сознания. Этим понятием обозначили "средство реализации правовой установки, особый психический процесс, соединение потребности, интереса, установки и цели с действием"*(22). Правовое сознание выступает источником правомерного поведения членов общества и правопорядка. Тот факт, что исполнение правовых норм людьми осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль "приведения" поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве. Это создает основу для стабильной жизни, повышения правовой культуры людей и укрепления законности.

Ведущей, движущей силой поведения и развития личности становятся ее ценностные ориентации, потребности, мотивы. Именно их формирование является важной задачей отечественного правового воспитания. В процессе образовательной деятельности у субъекта формируется определенный "образ права" (это отражение форм социально-правового воздействия, складывающегося в сознании индивида)*(23). Правосознание определяется и как реакция людей на феномен права, - ведь последнее действительно воздействует на сознание субъектов, влияет на образ их мыслей, формируя представления о должном, желаемом и запрещаемом. Правовое сознание формируется на базе восприятия личностью правовых идей, позиций и мнений, осмысления правового регулирования.

Изучая механизмы воздействия на правосознание в процессе образовательной деятельности, исследователи обратили внимание на важность вопросов, связанных с созданием целенаправленной системы формирования правового мышления. Его уровень в личностном и массовом аспекте оказывает заметное влияние на состояние правовой культуры общества.

О правовом мышлении первоначально заговорили в криминологическом аспекте. Однако вскоре стало ясно, что данная категория является весьма важной при исследовании проблем правового образования, а также формирования правосознания и правовой культуры личности*(24). Правовое мышление представляет собой способ существования человека и общества, способ жизнедеятельности индивида, а также средство адаптации к окружающей среде и ее преобразованию. Процесс его формирования осуществляется в системе общего образования поэтапно с учетом возрастных и психолого-физиологических особенностей индивида.

В научной литературе правосознание рассматривается как источник правовой активности человека, регулятор его правового поведения. Разновидностью социальной деятельности, направленной на формирование правосознания и правовой культуры общества, человека, выступает правовое воспитание. Важным элементом правовой культуры является юридическая деятельность (правотворческая, правоприменительная, правоохранительная); основу ее составляет правовая компетентность. Формирование последней осуществляется в рамках правовой социализации личности, формой которой и выступает правовое воспитание. Оно оказывает воздействие на субъекта с сознательной и мотивационной (волевой) стороны, поддерживая объективный (внешний) и субъективный (внутренний) аспекты формирования личности. Следовательно, правовое воспитание может рассматриваться как структурный элемент механизма правового воздействия, а также как средство воздействия на правовое сознание и поведение субъектов правоотношений. С позиции ценностно-ориентировочного правового воздействия правовое воспитание рассматривается как организованная и целенаправленная деятельность.

Анализ состояния научной разработки проблемы позволяет констатировать, что, несмотря на наличие большого количества фундаментальных работ по различным юридическим аспектам правовой культуры и правового воспитания, относящихся к советскому периоду, роль правового образования и модели его практического осуществления до сих пор остаются предметом различных споров. Не случайно до сих пор так и не сложилась общегосударственная концепция правового воспитания. Роль правового образования как вектора самостоятельного направления правовой политики государства в рамках решения образовательных и социальных проблем недооценивалась. В России к концу ХХ века еще не реализованы достаточно самостоятельные (федерального характера) образовательные программы, в рамках которых возможно было решение актуальных вопросов правовой жизни (профилактика правонарушений, проблемы юридической техники, правоприменения и проч.). Изучая региональный опыт России в практическом решении указанных проблем, автор статьи пришел к выводу о существовании определенных закономерностей в сфере образовательного процесса и формирования правовой культуры, требующих юридического обоснования.

К настоящему времени понятия "правовое воспитание", "правовое сознание", "правовое образование" и "правовая культура" представляют собой не только комплекс взаимосвязанных элементов общественного бытия и сознания. Их актуализация побудила юристов обозначить ведущие критерии совершенствования общества, которые определяют степень его прогрессивности. К ним можно отнести, в частности: уровень правовой грамотности субъектов правовых отношений, качество нормотворческой деятельности и правовой реализации, интерпретации права, наличие стабильных институтов правового обучения и воспитания. Понятие "правовое воспитание" представляется правоведам многоаспектным. Например, социологи считают, что данная деятельность представляет собой вид социальной работы, по мнению политологов, это вид идеологического воздействия на сознание личности, которое, в свою очередь, направлено на восприятие образа жизни, поддерживаемого в государстве. Однако правоведы указывают на юридический аспект понятия "правовое воспитание" как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности*(25).

Правовое воспитание всегда рассматривалось как вид государственной деятельности, поэтому появилось новое понятие - "правовоспитательная деятельность". Но в последнее время правоведы все чаще стали рассуждать об институте правового воспитания. В современной юридической литературе появилось даже понятие "институт правового воспитания". Это позволяет говорить о сущностной основе правового воспитания, которое входит в содержательный аспект дефиниции*(26). Правовое воспитание детерминирует правовую практику и должно выстраиваться на основе общечеловеческих ценностей. В этой связи ученые выделяют ближайшую, промежуточную и конечную его цели. К первой они относят формирование системы правовых знаний, ко второй - формирование правовой убежденности, а к третьей - формирование мотивов и привычек правомерного поведения*(27).

До начала 80-х годов в литературе понятия "предмета" и "объекта" правового воспитания фактически не разграничивались. Ученые приходили к выводу, что субъект правового воспитания и является объектом воспитательного воздействия. В. Момов подчеркивал, что "в сложном процессе воспитания необходимо разграничить личность как объект воспитания и предмет этого воздействия - средства и качества сознания и поведения. Личность оказывается здесь субъектом воздействия по отношению к предмету воспитания. Таким образом, нравственное формирование человека есть единый процесс воспитания и самовоспитания, где личность одновременно и объект, и субъект воспитательного воздействия"*(28). Однако понимание того, что личность должна быть активным субъектом системного воздействия на нее образовательной среды, не было реализовано в практической деятельности. К. Нурбеков, например, считал, что предмет правового воспитания - это правовая культура*(29). Однако правильнее было бы рассматривать ее как результат правового воспитания.

По мнению Г.И. Демченко, правовое воспитание - это процесс взаимодействия правовых средств с индивидуальным правосознанием и психологией членов общества в целях повышения их правового сознания*(30). А.В. Мицкевич говорил о широком и узком подходе к вопросу определения сущности правового воспитания. Широкое определение этого понятия включало в себя воздействие всех факторов жизни на формирование качеств личности. В узком смысле речь шла о целенаправленном воздействии общества на сознание людей, их нравы, черты характера, образ поведения*(31).

Целесообразно рассматривать правовое обучение и правовое воспитание как дефиниции, обладающие относительной семантической самостоятельностью, которая предполагает их постоянную взаимосогласованность, но не поглощение одного другим. Становление правового образования осуществляется именно в системе совершенствования и создания новых тенденций развития правового обучения и воспитания. При этом правовое обучение предполагает накопление теоретических и практических правовых знаний, умений и навыков, правовое воспитание способствует развитию общекультурных параметров личности. В целом их состояние определяет уровень правовой культуры общества. Для определения юридического понимания этих понятий необходимо иметь в виду, что воспитание может пониматься по-разному. Например, как "культивирование всех обстоятельств, включая лиц, которые окружают субъекта, начиная от его зарождения в утробе матери и до смерти, ибо все обстоятельства оказывают влияние на формирование характера человека, и с этой точки зрения каждый ребенок подвергается воспитанию. С другой стороны, воспитание может рассматриваться как целенаправленное воздействие, которое связано с обучением"*(32). Рассматривая анализируемые дефиниции с учетом указанных подходов, следует иметь в виду, что воспитание в этом случае связано с эмоционально-волевой сферой личности, а обучение предполагает большее воздействие на когнитивно-рациональную сферу.

Средством правового воспитания в целевом аспекте рассматривается правовое обучение. Но с точки зрения содержательного его аспекта правовое обучение - это форма правового воспитания. Исследователи доказывают, что правовое обучение - "способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания"*(33). Утверждается также, что "это теоретико-познавательная деятельность, заключающаяся в передаче специального объема знаний объектам воздействия, а также в формировании умений и навыков использования ими полученных знаний в реальной действительности, оценки права и его институтов". Целью правового обучения является, таким образом, формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения. Однако данные определения не совсем верны. Во-первых, обучаемый праву (если речь идет о целенаправленном системном обучении) не может рассматриваться в качестве объекта и выступать в пассивной роли того, на кого направлено правовое воздействие. В современных условиях он представляется исключительно как субъект и возникших правоотношений, и специально смоделированных образовательных взаимодействий. Во-вторых, нынешний правовоспитательный процесс в форме обучения не может и не должен ограничиваться передачей лишь на теоретическом уровне юридических знаний. "Знаниевый" компонент целенаправленной правовоспитательной деятельности вне активности самого обучаемого, без опоры на технологию отработки механизма применения знаний на практике превращается в фикцию и не гарантирует правомерности поведения субъектов.

До настоящего времени доминировал нормативный подход в правовом обучении, предполагающий передачу информации о праве, действующих нормативных правовых актах. Во многих концепциях гуманитарного образования не предусматривается формирование социально-правовой активности субъектов обучения, умения оценивать право и правовые явления.

Основным субъектом воспитания является государство, для которого крайне важно сформировать положительное отношение населения к действующему праву, подготовить профессиональных юристов-практиков, ученых-правоведов. Правовое обучение и воспитание - часть всего процесса духовного формирования личности, ее убеждений в необходимости следовать правовым предписаниям, прививать умения и навыки реализации права. Полученные правовые знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую активность. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания детально разработаны В.В. Головченко*(34), который обосновал общие критерии и показатели его эффективности: уровни правовых знаний, правовая убежденность, социально-правовая активность членов общества, поведение, соответствующее нормам права. Разработан и способ измерения эффективности правового воспитания с помощью логико-математического моделирования. Его сущность была представлена в виде шестифазного процесса: образное представление целедостижения и уточнение формулы эффективности; квантификация цели и результата; вычленение "чистого" результата правового воспитания; математическое измерение; сравнение полученных результатов с предыдущими; оформление выводов для принятия мер к повышению эффективности. Показатели эффективности правового воспитания должны носить репрезентативный характер. При этом каждый показатель должен отражать деятельность в определенном направлении и быть доказуемым. Во-вторых, была обоснована необходимость надежности, показатели которой не дадут возможности искажать результаты работы. Важно, чтобы они были сопоставимыми и объективными. Устойчивость результата, таким образом, стала показателем эффективности. Однако спустя годы отдельные авторы практических разработок в области юриспруденции стали высказывать мысль о том, что "правовое воспитание" нельзя "точно измерить", а потому и определить эффективность правовоспитательной деятельности в реальной жизни непросто*(35).

Правовая культура выступает системообразующим пространством. В ее рамках правовое образование представляет собой комплексную систему институтов образовательной деятельности, контролируемых государством, где выделяются относительно самостоятельные формы деятельности - обучение и воспитание, отличающиеся целенаправленным воздействием на формирование определенного типа личности. В этом смысле в качестве субъектов выступают образовательные учреждения, государство, педагоги, родители, ученики, объектами являются сама правовая образовательная деятельность и отношения по ее поводу (включая процесс образования), а содержанием - комплекс юридических прав и обязанностей, определяющих правовой статус личности.

Современные проблемы понимания правовой культуры, правового образования, правового сознания и правового воспитания взаимосвязаны с переходом общества к новому варианту социокультурного развития, другой культурной парадигме.

Е.А. Певцова,

профессор кафедры истории,

социально-политического образования и права

Академии повышения квалификации и переподготовки

работников образования РФ

"Журнал российского права", N 3, март 2004 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Модернизация российского образования: документы и материалы. М., 2002. С.8.

*(2) См.: Материалы гражданского форума и "круглого стола" "Экономическое и правовое образование как элемент формирования гражданина", проведенного в Москве 22 ноября 2001 г. М., 2001.

*(3) Выступая в качестве одного из разработчиков документа, заметим, что в процессе его создания шла острая борьба между различными научными школами правоведов и педагогов. В результате компромиссного решения в России впервые появился глубоко значимый практико-ориентированный документ, который окажет влияние на уровень правовой культуры общества в позитивном аспекте. - Примеч. авт.

*(4) См.: СЗ РФ. 2002. N 1. Ч.II. Ст.119.

*(5) См.: Иванец Г.И. Право как нормативное выражение согласованных интересов: Дисс. : канд. юрид. наук. М., 2001.

*(6) См.: Зайцева С.Г. Злоупотребление правом. К вопросу о соотношении слова и понятия // Юрист. 2002. N 1. С.2.

*(7) См.: Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. N 10. С.108.

*(8) См.: Хойман С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Государство и право. 1991. N 1. С.22.

*(9) См.: Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дисс. : канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999. С.22.

*(10) См.: Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия и прогресс. Свердловск, 1990.

*(11) См.: Чикеева З.Ч. Формирование правовой культуры студенческой молодежи в современных условиях: Дисс. : канд. юрид. наук., М., 1992.

*(12) См.: Ершова Л.А. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования: Дисс. : канд. юрид. наук. М., 1991; Мирзоев Г.Б., Кейзеров Н.М. Правовая культура адвоката. М., 1995; Сальников В.П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Л., 1988.

*(13) См.: Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правовое сознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С.43.

*(14) См.: Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. М., 1983.

*(15) Сальников В.П., Соколов Н.Я. Юристы и формирование правовой культуры граждан в правовом государстве // Методологические проблемы воспитательной работы в органах внутренних дел и внутренних войск. СПб., 1991. С.3-10.

*(16) См.: Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия и прогресс. С.21.

*(17) См.: Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т.2. М., 1993. С.140, 142-145.

*(18) См.: Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период: Автореф. дисс. : докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2003.

*(19) См.: Попов В.В. Некоторые формы проявления правового нигилизма и пути его преодоления // Юрист. 2002. N 1. С.10.

*(20) См.: Цыганаш В.Н., Сакун М.В. Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе. Ростов н/Д, 2002.

*(21) Справка по мониторингу подготовлена Центром прав человека и правовой культуры г. Перми в 2003 году. В исследовании приняли участие 395 учащихся и 461 педагог 17-ти образовательных учреждений города.

*(22) Керимов Д.А. Психология и право // Государство и право. 1992. N 1. С.16.

*(23) См.: Кожевников С.Н. Социально-правовая активность личности и условия ее действенности: Дисс. : докт. юрид. наук. М., 1991.

*(24) См.: Жалинский А.Э. Социально-правовое мышление: проблемы борьбы с преступностью. М., 1989. С.10.

*(25) См.: Крыгина И.А. Указ. соч. С.91.

*(26) См.: Там же. С.88.

*(27) См.: Головченко В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие, методика, критерии измерения. Киев, 1985. С.26.

*(28) Момов В. Человек. Мораль. Воспитание / Пер. с болг. М., 1975. С.86.

*(29) См.: Нурбеков К. Сущность правового воспитания // Правовое воспитание трудящихся. Фрунзе, 1978. С.99.

*(30) См.: Демченко Г.И. Основные вопросы правового воспитания в социалистическом обществе: Дисс. : канд. юрид. наук. М., 1978.

*(31) См.: Правовое сознание и правовое воспитание трудящихся в развитом социалистическом обществе / Отв. ред. А.В. Мицкевич. М., 1975. С.81.

*(32) См.: Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс (проблемы теории и методологии): Дисс. : докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.

*(33) См.: Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс. : канд. юрид. наук. М., 2001. С.47.

*(34) См.: Головченко В.В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания: Дисс. : канд. юрид. наук. Киев, 1982.

*(35) См.: Семенов В.Е. Правовое воспитание молодежи: историко-теоретический аспект: Дисс. : канд. юрид. наук. Ставрополь, 2001. С.35.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика