Минюст ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Малый бизнс: Кому - лизинг, а кому - кредиты

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://minust.cap.ru/

Малый бизнес: кому - лизинг, а кому - кредиты
М. Вансяцкий. "Советская Чувашия"
(28 августа 2003г.)


Темой очередного «круглого стола» при «СЧ» стала государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Его участники – заместитель министра экономического развития и торговли ЧР – руководитель департамента развития предпринимательской деятельности и торговли О. Николаев, исполняющий обязанности заведующего сектором по содействию малому предпринимательству Министерства юстиции ЧР Г. Ширыпкина, начальник отдела развития ЗАО «Первая инвестиционно-строительная компания» А. Маров, директор ООО «Инфолинк» В. Сивов, директор ООО «Трактор-Комплект» Ю. Карпов.


О. Николаев. Правительство Чувашии делает многое для поддержки малого и среднего бизнеса. Об этом свидетельствуют и высокие рейтинги инвестиционной привлекательности, присвоенные нашей республике ведущими агентствами. А малому предпринимательству уделяется особое внимание, ведь этот сектор экономики должен дать новый импульс развитию региона. Если, к примеру, предприятие только создано и намерено заниматься производством, то оно освобождается от уплаты почти всех республиканских налогов.

Вошло в практику субсидирование половины процентной ставки по кредитам и 2/3 ставки по лизинговым платежам. Правда, говорить об эффекте пока рано. Но в этом году максимально упрощен механизм оказания помощи предпринимателям. От срока подачи заявки до начала финансирования проекта проходит не больше двух недель. Если, конечно, заявителем выполнены все требования. А они, в общем-то, не такие и сложные.

Еще одна проблема в малом бизнесе – недостаток подготовленных кадров. На одном из последних заседаний Кабинета Министров Президент Н. Федоров напомнил о серьезном кадровом дисбалансе. Вот, скажем, не хватает квалифицированных рабочих. И в то же время до сорока человек претендуют на одну вакансию бухгалтера. Поэтому нужны условия, чтобы человек смог переквалифицироваться, получить дополнительное образование и найти свое место в сфере экономики, в том числе и в малом предпринимательстве.

Минэкономразвития подписало ряд соглашений с предприятиями, дающими дополнительное образование. Недавно мы собирались вместе, чтобы выработать общие принципы работы, так как у каждой организации свои подходы к решению проблемы. На мой взгляд, конкуренция между ними не нужна. Главное, чтобы подготовленные специалисты обладали не только профессиональными знаниями, но и могли "вписаться в команду".

Предприниматели нуждаются и в профессиональных консультациях, поэтому в республике в прошлом году были созданы и успешно развиваются два центра: ресурсно-консалтинговый – на базе Республиканского бизнес-центра – и центр правовой поддержки, где дают консультации по всем вопросам предпринимательской деятельности. Помогают и специалисты Министерства юстиции республики. Для регистрации предпринимателей создано «одно окно».

Г. Ширыпкина. На сегодняшний день у Министерства юстиции 26 представительств, работающих по принципу "одно окно". Здесь готовят учредительные документы и сопровождают их по всей цепочке до окончательной регистрации предприятия. Первые наши клиенты были просто ошеломлены и отказывались верить, что государство взяло на себя такую трудоемкую и волокитную процедуру.

Процесс регистрации у нас занимает 5 дней. Если сравнивать с другими регионами, то в Татарстане, например, на это отводится 14 рабочих часов. Но у них такая услуга оказывается только в Казани, а у нас – по всей республике. Самое главное, что правительство Чувашии, в отличие от соседей, берет на себя все расходы, а это порядка 3 тысяч рублей на регистрацию одного предприятия. Средства возмещаются предпринимателю из бюджета. Мне кажется, что наша система наиболее удобная.

На 25 июля этого года с нашей помощью зарегистрировано 107 предприятий, насчитывающих около 2700 рабочих мест. Это около 30 проц. от общего количества малых предприятий, имеющихся на эту дату. Почему так мало? Многие предприниматели до сих пор не знают, что появилось "одно окно". Сказывается и конкуренция со стороны юридических фирм, оказывающих такую же услугу. У них более агрессивная реклама, своя сложившаяся клиентура. И еще они обеспечивают своих клиентов юридическими адресами. Но это, как говорится, "палка о двух концах". Если налоговый инспектор придет по данному адресу на проверку и не обнаружит предприятия, то появится повод для закрытия юридического лица.

Ю. Карпов. Может, причина, по которой клиенты идут в юридические фирмы, другая? Насколько я знаю, из бюджета расходы на регистрацию возмещаются только тем предприятиям, которые будут заниматься производственной деятельностью. А у нас малый бизнес - это в основном торговля.

Г. Ширыпкина. Предприниматель, который собирается заняться торговлей, при обращении в юридическую фирму оплачивает, кроме расходов на регистрацию, еще и услуги самой фирмы (обычно 1,5-2 тыс. руб.). Нам он за работу не платит ничего - только регистрационный сбор за присвоение кода в Госкомстате и изготовление печати. Регистрация в течение пяти дней, открытие счета в банке плюс печать - на мой взгляд, это очень выгодно.

О. Николаев. Необходимо отметить, что число предприятий-производителей растет, в то время как торговля сворачивается. В структуре экономики в прошлом году производство занимало 36 проц., а в этом – уже около семидесяти. Но это не означает, что предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью, больше не нужны. Сейчас наиболее выгодным и перспективным направлением станет экспорт продукции наших производителей за пределы региона.

Ю. Карпов. Совсем недавно ООО «Трактор-Комплект» приобрело в лизинг уникальную установку, и я уже могу всем присутствующим продемонстрировать выпущенную на ней продукцию. Это новый фильтр. Стоит он в полтора раза дешевле, чем тот, что мы производили раньше. Платить за станок приходится по 40 тыс. рублей в год. Нам это очень выгодно, учитывая, что уже сейчас на новые фильтры много заказов. Вот вам и преимущества лизинга. А оформить все очень просто. Мы пришли в лизинговую компанию, написали заявление, заполнили соответствующие бланки, получили документы, которые сверили в налоговой инспекции, и отнесли их опять в лизинговую компанию. Через три дня нам позвонили: "Ваш вопрос решен положительно - покупайте свой станок".

А. Маров. Я бы не стал оценивать сегодняшнюю ситуацию с лизинговыми услугами столь оптимистично. Наша компания занимается их оказанием с августа прошлого года, и сегодня мы выполняем достаточно большой объем операций. Но, к сожалению, доля малого предпринимательства в них очень невелика.

Дело в том, что мы работаем в системе Сбербанка, который предъявляет очень жесткие требования к представляемой предприятиями документации. И большинство людей из малого и среднего бизнеса, обращающихся за финансированием, не готово представить нужный пакет бумаг. Обычно ситуация у них складывается таким образом, что лизинг используется как спасательный круг. Например, когда человек выиграл конкурс на покупку недвижимости, но не может заплатить требуемую сумму.

В таких случаях мы пытаемся объяснить, что наша компания – не пожарная команда, помогающая по экстренному вызову. Сбербанк работает со средствами населения, поэтому старается свести риск к минимуму. А так как в своих заявлениях предприниматели просят довольно крупные суммы, естественно, требуется полный анализ деятельности как предприятия, так и предполагаемого проекта. Его финансирование обычно растягивается на 5 лет, поэтому нужно составить максимально точный прогноз работы предприятия на весь срок.

Как уже говорил Олег Алексеевич, недостаток квалифицированных кадров в малом бизнесе действительно ощущается. Предприниматель имеет проект, хочет его осуществить, но не может сделать финансовую раскладку согласно формуляру, существующему в нашей компании. Поэтому, на мой взгляд, подготовка представителями малого бизнеса нужной документации - это одна из самых главных для них проблем на сегодняшний день.

Хотя отмечу, что упрощенная бухгалтерская отчетность делает оформление документов для ИЧП значительно проще, чем для ООО и т.п. Также облегчается процедура подготовки договора, если предприниматель является клиентом Сбербанка. В нашей структуре работают хорошие специалисты, которые могут достаточно грамотно составить любой проект. Финансовая документация, представляемая в Сбербанк, очень сильно отличается от той, что требуют другие компании. Особенно в отношении лизинга. Поэтому стоит, наверное, возродить конкурсы бизнес-проектов, которые проводились ранее.

О. Николаев. Конкурсы бизнес-проектов у нас и сейчас постоянные. Но здесь, мне кажется, причина в другом. Сбербанк - это, если можно так выразиться, "элитный банк", и там в основном обслуживаются крупные предприятия. Когда же мы говорим о малом бизнесе, то рассматриваем, как правило, проекты на небольшие суммы. И в данном случае задействовать механизм государственных гарантий, как того требует Сбербанк, очень сложно. Главным образом потому, что многие вещи невозможно отрегулировать местным законодательством - они уже регулируются на федеральном уровне.

Конечно, мы пытаемся решить проблему. Например, сейчас предпринимается попытка создания некоего инфраструктурного подразделения, которое могло бы взять под государственные гарантии значительную сумму (порядка 50 млн. руб.), в том числе и с помощью Сбербанка, а затем уже распределить эти средства по субъектам малого бизнеса.

Есть Указ Президента Чувашии, согласно которому Кабинету Министров республики дано жесткое предписание: в течение двух лет довести лизинговые операции, направленные на субъекты малого бизнеса, до 300 млн. рублей. Однако только отбором проектов и "подтягиванием" к ним госгарантий мы цели не добьемся. Поэтому Минэкономразвития ищет различные формы работы с малыми предприятиями. Это и так называемый "лизинг под ключ". Суть его в том, что за счет лизинговой компании полностью финансируется бизнес-план, который потом передается предпринимателю на реализацию.

Ю. Карпов. На нашем предприятии есть объекты, где проводятся спортивные соревнования, и сейчас мы хотим их объединить в один комплекс. Касается ли "лизинг под ключ" физкультурно-оздоровительных учреждений?

О. Николаев. Если в соответствии с федеральным законом о лизинге ваш проект будет направлен на ведение предпринимательской деятельности, то почему бы и нет.

В. Сивов. ООО «Инфолинк» еще не пользовалось господдержкой, и мы пока думаем над этим. Большое спасибо организаторам «круглого стола» за предоставленную возможность получить всю нужную информацию, что называется, из первых рук.

Основная наша деятельность – это связь, и при оказании услуг подобного рода большой проблемой является модернизация оборудования. Нужно менять целые комплексы, а это процедура достаточно болезненная. К лизингу мы еще не готовы. Поэтому, скорее всего, ограничимся кредитованием, тем более, что кредит предоставляется на длительный срок. И здесь государственная поддержка нам очень важна.

О. Николаев. Я надеюсь, что кредитные ресурсы в дальнейшем подешевеют. Если все пойдет, как задумывается, то в следующем году нам удастся привлечь на поддержку малого и среднего бизнеса в 2-3 раза больше средств, чем сейчас.

На недавнем заседании Кабинета Министров Чувашии прозвучало, что доля бюджетных поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства составила 17 процентов. И она постоянно растет. В зарубежных странах эта цифра колеблется от 50 до 90 проц. Если республика к 2010 году преодолеет тридцатипроцентный барьер, то это очень хорошо. Тогда можно будет сказать, что процесс приобщения наших людей к бизнесу стал необратимым.


 
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика