Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики

24.02.2014 Доклад министра юстиции Чувашской Республики "О вопросах организации и совершенствования деятельности общественных советов при органах исполнительной власти Чувашской Республики"

Добрый день, уважаемые коллеги, добрый день,участники «круглого стола»!

(слайд № 1) Сегодня мы собрались в таком формате для того, чтобы обсудить вопросы, касающиеся совершенствования взаимодействия органов исполнительной власти республики и представителей гражданского общества, и в частности, общественных советов при органах исполнительной власти Чувашской Республики, обменяться опытом работы, выработать новые формы, методы деятельности общественных советов.

(слайд № 2) Соответствующая правовая база в сфере деятельности общественных советов имеется.

Конечно, способы и формы влияния общественности на государственные процессы, принимаемые решения - вопрос непростой.

Считаю, что гражданскую активность и ответственность надо воспитывать в каждом члене общества практически с детства

И органы государственной власти не должны оставаться в стороне в вопросе формирования цивилизованного гражданского общества, способного активно участвовать в формировании государственной политики.

Острые вопросы и проблемы в различных сферах жизни у нас возникают нередко.

Это и проблемы обманутых дольщиков, и сфера ЖКХ, и эффективное использование государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, вопросы демографической политики и множество других.

Все эти и иные проблемные вопросы должны решаться с учетом мнения общественности, и тогда мы добьемся большего понимания у жителей принимаемых различными ветвями власти решений.

Необходимы механизмы взаимодействия власти и общества – простые, но эффективные и с обязательной обратной связью.

(слайд № 3) Особое значение для формирования принципов участия граждан, иных представителей гражданского общества, в том числе общественных советов, в управлении делами государства имеет Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601,

которым обозначены основные направления совершенствования системы государственного управления, в том числе представленные на слайде.

(слайд № 4) Необходимость создания общественных советов такжепрозвучала в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию в конце прошлого года.

(слайд № 5) Вместе с тем, Главой республики М. Игнатьевым в послании Государственному совету ЧР были отмечены недостаточная активная роль деятельности общественных советов, созданных в органах исполнительной власти Чувашской Республики, в реализации государственной политики.

Поэтому наша с вами задача состоит сегодня и в том, как построить работу общественных советов так, чтобы они не превратились в формальные организации, как организовать взаимодействие общественных советов с органами государственной власти, с общественностью.

Учитывая, что в республике каждый орган исполнительной власти Чувашской Республики реализует государственную политику и решает государственные задачи в определенной сфере (здравоохранение, образование, спорт, управление государственным имуществом, экономика, финансы и т.д.)

На сегодняшний день общественные советы созданы при всех министерствах, государственных комитетах и службах Чувашской Республики, утверждены положения о них, сформированы составы общественных советов.

Минюстом Чувашии ежеквартально проводится анализ и обобщение сведений о результатах деятельности общественных советов, созданных при органах исполнительной власти Чувашской Республики.

(слайд № 6) Для размещения информации о деятельности общественных советов на официальном сайте Минюста Чувашии создан соответствующий баннер.

Предлагается создание аналогичных баннеров на сайтах всех органов исполнительной власти Чувашской Республики, сегодня треть органов исполнительной власти не имеют на своих официальных сайтах баннеров, освещающих деятельность их общественного совета.

Анализ деятельности общественных советов в 2013 г. показал, что на своих заседаниях общественные советы рассматривали разработанные органами исполнительной власти Чувашской Республики проекты нормативных правовых актов Чувашской Республики, итоги деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, иные вопросы по направлениям их деятельности.

(слайд № 7) Так, в 2013 г. было проведено 149 заседаний общественных советов при органах исполнительной власти Чувашской Республики, на которых было рассмотрено 297 проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, разработанных в органах исполнительной власти Чувашской Республики.

(слайд № 8) По результатам анализа организации, деятельности, состава общественных советов при органах исполнительной власти Чувашской Республики установлено, что в целом при формировании общественных советов соблюдены требования названных выше Указа Президента Российской Федерации и постановления Кабинета Министров Чувашской Республики об обязательности участия в деятельности общественных советов представителей органов и организаций, представленных на следующем слайде.

Установлено, что во всех общественных советах есть представители Общественной палаты Чувашской Республики, практически во всех – представители профсоюзов, от 30% до 50 % членов общественных советов – это представители бизнеса, научных, образовательных и иных некоммерческих организаций, общественные деятели.

Вместе с тем в составе общественных советов мало представителей общественных организаций.

А в ряде органов исполнительной власти республики общественные советы сформированы без учета принципа независимости деятельности общественных советов от деятельности самого органа исполнительной власти.

И в его составы включены должностные лица либо самого органа либо подведомственных организаций – это заместители руководителей, начальники отделов, заместители начальников отделов и иные специалисты.

(слайд № 9) Есть общественные советы, председателями которых являются сами руководители органа исполнительной власти республики и его представители, а также в состав которых входят первые лица указанных органов.

Указанные общественные советы не могут быть признаны независимыми от самого органа исполнительной власти.

Проведенный анализ показал, что есть в деятельности общественных советов и такие моменты как формальный подход,

неэффективность их деятельности, в определенной степени инертность и безынициативность. Здесь же можно указать и то, что многие общественные советы не проводят регулярные заседания.

(слайд № 10) В то же время Президентом Российской Федерации, в Послании Федеральному Собранию в рамках оценки деятельности общественных советов было отмечено, что «…они - общественные советы - не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции».

Проведенный мониторинг деятельности общественных советов в 2013 году показал, что в основном их работа сводилась к рассмотрению проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, разработанных соответствующими органами исполнительной власти.

Это конечно, одно из главных направлений деятельности общественных советов, но работа общественных советов не должна ограничиваться только этим.

Полагаю, что предварительное обсуждение, общественную экспертизу на общественных советах могут проходить все наиболее важные решения, принимаемые органами исполнительной власти в рамках реализации своих функций и текущей деятельности.

Деятельность общественных советов видится также в содействии информированию граждан о деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, в организации взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики с гражданами и институтами гражданского общества.

Общественные советы должны включать людей с активной общественной позицией, авторитетных, уважаемых представителей общества, которые способны уловить и выразить настроения общества.

Должна быть обратная связь с населением - необходимо, говорить о решениях, которые принимаются на разных уровнях, на максимально широкую аудиторию.

Это те моменты, которые считаю также надо учитывать в работе общественных советов.

(слайд № 11) В целом, деятельность общественных советов должна отвечать как минимум следующим принципам, которые представлены на слайде.

Говоря об анализе деятельности общественных советов, следует отметить, что есть у нас и положительный опыт работы общественных советов.

Правда таких примеров организации деятельности общественных советов при органах исполнительной власти республики, пока еще достаточно мало.

В качестве примера можно привести общественный совет при Минимуществе Чувашии, о деятельности которого более подробно рассказать мы попросили бывшего - министра имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, а сегодня заместителя Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - и. о. министра финансов ЧР С. А. Енилину и председателя общественного совета при Минимуществе Чувашии – ректора Чебоксарского Кооперативного института Валерия Витальевича Андреева;

Неплохо работает и общественный совет при Мининформполитики Чувашии.

Уважаемые участники круглого стола, сегодня наша главная с вами задача - обменяться опытом, поделиться видением деятельности общественных советов, выстроить их работу более эффективно.

И здесь важную роль может сыграть инициатива самих общественных советов.

Поэтому я призываю всех участников круглого стола принять активное участие в диалоге.

Спасибо за внимание!

 

Презентация к докладу

Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики
Телефон: 8 (8352) 62-33-53
http://minust.cap.ru/