Тезисы, предложенные Министерством юстиции Чувашской Республики, для включения в Послание Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской
Республики в 2003 году.
1. Конституционно-правовое обеспечение социально-экономических преобразований в республике.
В Чувашской Республике активно идет процесс формирования современного законодательства, его дальнейшего совершенствования. Создана стабильная конституционно-правовая основа для социально-экономических преобразований в республике. Законотворчество приобретает системность и плановость. Благодаря согласованной работе депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, Администрации Президента Чувашской Республики, активному участию Министерства юстиции Чувашской Республики в разработке и экспертизе законопроектов значительно возросло юридическое качество принимаемых законов.
В 2002 году было принято 33 закона. В рамках приведения республиканского законодательства в соответствие с Конституцией Чувашской Республики и федеральным законодательством признаны утратившими силу, изменены и дополнены 23 закона Чувашской Республики, 54 указа Президента Чувашской Республики, 488 постановлений Правительства Чувашской Республики, 102 распоряжения Президента Чувашской Республики, 260 распоряжений Правительства Чувашской Республики.
В целях недопущения принятия министерствами, иными ведомствами решений, противоречащих законодательству, нарушающих права и свободы граждан, Министерст вом юстиции Чувашской Республики осуществляется жесткий контроль за ведомственным нормотворчеством. За последние два года из 80 поступивших актов 47 (59%) отказано в регистрации. Эффективность государственной регистрации ведомственных актов подтверждается отсутствием случаев их отмены вышестоящими органами или судом.
Следует отметить, что в 2002 году прослеживается тенденция к массовой разработке проектов правовых документов. Министерствами и ведомствами представляются проекты, не имеющие конкретных целей принятия и эффекта от их реализации. Так, в прошедшем году Министерством юстиции Чувашской Республики была проведена юридическая экспертиза 942 проектов законов, иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, что в 3,8 раза больше чем в 2001 году (248). Государственную регистрацию прошли 34 устава муниципальных образования, из которых 22 приняты в новой редакции, в 12 внесены изменения и дополнения. Дважды представлялись на регистрацию уставы 8 муниципальных образований.
В целях качественной подготовки проектов нормативных правовых актов предлагаем разработать концепцию развития законодательства Чувашской Республики на период до 2005 года.
2. Судебная реформа.
В целях существенного повышения качества защиты прав и законных интересов человека и гражданина органами законодательной, исполнительной власти Чувашской Республики и судебными органами проделана значительная работа по введению с 1 января 2003 года суда с участием присяжных заседателей. Утверждены общие и запасные списки присяжных заседателей в количестве более 15 тыс. чел.
Проведена конференция судей, которая позволила объединить всех судей, работающих в Чувашской Республике, создать Совет судей и Квалификационную коллегию судей Чувашской Республики. Государственным Советом Чувашской Республики назначены 7 представителей общественности в Квалификационной коллегии судей.
Адвокаты, работающие на территории республики, прошли перерегистрацию и объединились в Адвокатскую палату Чувашской Республики, что позволит в полном объеме реализовать права граждан на качественную защиту своих прав.
Во исполнение Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», законов Чувашской Республики «О мировых судьях в Чувашской Республике» и «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Чувашской Республике» создано 60 судебных участков, по которым назначены мировые судьи, аппарат мировых судей полностью укомплектован.
В связи с увеличением количества федеральных судей в республике на 21 штатную единицу главами администраций районов и городов выделены служебные помещения, площадью более 2 тыс. кв. метров для переселения 17 мировых судей из зданий районных и городских судов. Министерством юстиции Чувашской Республики проведен текущий ремонт. Мировые судьи и работники их аппаратов переселились в новые помещения.
В 2002 году мировыми судьями качественно и в установленные федеральным законодательством сроки рассмотрены 3539 уголовных, 25169 гражданских, 7377 административных дел, что больше по сравнению с 2001 годом в 2,5 раза.
В исполнении Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» Указом Президента Чувашской Республики от 29 января 2002 года № 33 создана Комиссия по вопросам помилования при Президенте Чувашской Республики. Комиссией в 2002 году проведено 14 заседаний, на которых рассмотрено 90 ходатайств осужденных о помиловании, по 6 ходатайствам принято решение о целесообразности применения акта помилования. Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2002 года № 1060 ходатайство Орлова В.В удовлетворено и он освобожден от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы.
Советник Президента Российской Федерации А.И. Приставкин дал положительную оценку работы Комиссии по вопросам помилования при Президенте Чувашской Республики и поддержал проведение второго российско-немецкого семинара «Помилование, исполнение наказаний, преступность, связанная с употреблением и продажей наркотических средств, и борьба с терроризмом» в г.Чебоксары 24 –25 июня 2003 года.
В 2003 году необходимо:
подобрать помещения, завершить их ремонт и переселить в отдельно стоящие здания 14 мировых судей;
подготовить совместно с Управлением судебным департамента при Верховном суде Российской Федерации в Чувашской Республике кандидатуры в мировые судьи;
внести изменения в Закон Чувашской Республики «О мировых судьях в Чувашской Республике» в части изменения границ судебных участков с целью выравнивания нагрузки на мировых судей;
3. Повышение правовой культуры и совершенствование системы подготовки юридических кадров.
В целях обеспечения граждан и организаций правовой информацией, ее доступности и открытости для общественности Министерство юстиции Чувашской Республики осуществляет формирование Единого банка нормативных правовых актов Чувашской Республики, созданного Указом Президента Чувашской Республики от 24 июля 2002 г. № 94. Данный банк – первая в России официальная правовая база, включающая в себя и акты органов местного самоуправления.
В целях совершенствования юридического образования в республике, повышения авторитета юридической науки, активизации правового воспитания и повышения правовой культуры молодежи и студентов, стимулирования их стремления к правовым знаниям в 2003 году будет проведена республиканская юридическая олимпиада, приуроченная к празднованию 10-летия со дня принятия Конституции Российской Федерации.
В области защиты прав и свобод человека и правовой информатизации необходимо решить следующие задачи:
обеспечить решение технологических и организационных вопросов по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 24 июля 2002 г. № 94 «О едином банке нормативных правовых актов Чувашской Республики»;
организовать общественный правовой консультационный центр;
создать единую республиканскую систему юридического консультационного обслуживания населения;
ввести в практику чтение публичных лекций по актуальным проблемам права для несовершеннолетних, молодежи.
4. Итоги I этапа работы по принципу «одно окно».
В республике завершен I этап работы по созданию системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по принципу «одно окно», отработан порядок взаимодействия органов самоуправления, органов технической инвентаризации (БТИ) и Регистрационной палаты Чувашской Республики при оформлении прав граждан на жилые помещения по принципу «одно окно». Во всех городах и районах республики заключены двух- и трехсторонние соглашения о взаимодействии между Регистрационной палатой Чувашской Республики, администрациями районов (городов) и органами технического учета. Экономический эффект от внедрения системы по принципу «одно окно» составил 1,4 млн. рублей.
Принят Указ Президента Чувашской Республики от 27 декабря 2002 г. № 145 «О внедрении системы обслуживания граждан и юридических лиц по принципу «одно окно» в Чувашской Республике», который предусматривает поэтапное внедрение с 1 февраля 2003 года на территории Чувашской Республики системы обслуживания граждан и юридических лиц по принципу «одно окно» для оказания консультативно-правовой и посреднической помощи по вопросам, связанным с недвижимым имуществом (в том числе земельными участками), жилищно-коммунальным обслуживанием и регистрацией граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
В целях дальнейшего развития системы обслуживания граждан и юридических лиц по принципу «одно окно» необходимо:
организовать во всех районах и городах республики единые центры обслуживания граждан и юридических лиц по принципу «одно окно»;
содействовать компактному и доступному для населения размещению организаций и учреждений, работающих по принципу «одно окно»;
разработать проект закона Чувашской Республики об административных процедурах, направленных на создание законодательной базы по дополнительной защите прав и законных интересов граждан, устранение административных барьеров.
5. Социальное партнерство.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» и Законом Чувашской Республики «О социальном партнерстве» органами исполнительной власти Чувашской Республики с участием профессиональных союзов и работодателей осуществлялась работа по формированию и развитию системы социального партнерства, которое в последние годы развивается с положительной динамикой. Разработаны правовые и методические основы функционирования системы социального партнерства. Введен в действие механизм коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях. В городах и районах республики созданы территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Результаты коллективной работы сторон позволили избежать конфронтации, обеспечить выполнение обязательств, предусмотренных соглашениями в области экономического и социального развития республики, и, как следствие, в республике начиная с 2000 года не зарегистрировано ни одного коллективного трудового спора.
Основной задачей на 2003 год в сфере социального партнерства является:
создание республиканского, территориальных, территориально-отраслевых объединений работодателей в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156 -ФЗ «Об объединениях работодателей».