О сокращении сроков утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, присвоения адреса земельному участку и объекту недвижимости, направления в орган регистрации прав документов о правах на объекты недвижимости и проведения с населением разъяснительной работы по границам земельных участков
Расколова Татьяна Геннадьевна –
заместитель руководителя Управления
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Срок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, срок присвоения адреса земельному участку и объекту недвижимости являются факторами целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», входящей в Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Реализация мероприятий по данным факторам входит в зону ответственности муниципальных районов и городских округов республики.
В целях внесения в информационную систему «Region-ID» текущих значений показателей по факторам целевой модели Управлением Росреестра по Чувашской Республике ежемесячно осуществляется сбор статистической информации:
предельного срока утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
предельного срока присвоения адреса земельному участку, объекту недвижимости и внесения его в Федеральную информационную адресную систему (ФИАС) в разрезе муниципальных районов и городских округов.
Информация за май 2017 года приведена в таблице.
Муниципальные районы и
городские округа
|
Предельный срок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, дней
|
Предельный срок присвоения адреса земельному участку и объекту недвижимости и внесения его в ФИАС, дней
|
Целевое значение показателя к 31.12.2017 – 18 дней к 31.12.2019 – 18 дней к 01.01.2021 – 18 дней
|
Целевое значение показателя к 31.12.2017 – 12 дней к 31.12.2019 – 12 дней к 01.01.2021 – 12 дней
|
ИТОГО
по Чувашской Республике
|
13
|
11
|
г. Алатырь
|
30
|
21
|
Алатырский район
|
10
|
10
|
Аликовский район
|
5
|
10
|
Батыревский район
|
7
|
10
|
Вурнарский район
|
7
|
7
|
Ибресинский район
|
10
|
12
|
г. Канаш
|
10
|
16
|
Канашский район
|
5
|
12
|
Козловский район
|
6
|
1
|
Комсомольский район
|
3
|
7
|
Красноармейский район
|
3
|
12
|
Красночетайский район
|
10
|
12
|
Марпосадский район
|
10
|
10
|
Моргаушский район
|
30
|
7
|
Порецкий район
|
7
|
12
|
Урмарский район
|
5
|
5
|
Цивильский район
|
7
|
3
|
Чебоксарский район
|
18
|
10
|
Шемуршинский район
|
5
|
12
|
г. Шумерля
|
30
|
5
|
Шумерлинский район
|
18
|
10
|
Ядринский район
|
14
|
14
|
Яльчикский район
|
11
|
3
|
Янтиковский район
|
10
|
10
|
г. Новочебоксарск
|
30
|
30
|
г. Чебоксары
|
30
|
14
|
Статистическая информация, представленная администрациями муниципальных районов и городских округов республики за май 2017 года, показала, что:
по фактору «срок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» не достигнуты целевые показатели следующими муниципальными образованиями: городами Алатырь, Шумерля, Новочебоксарск, Чебоксары, Моргаушским районом.
по фактору «срок присвоения адреса земельному участку и объекту недвижимости» не достигнуты целевые показатели следующими муниципальными образованиями: городами Алатырь, Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары, Ядринским районом.
В соответствии с Методикой определения значений показателей по целевой модели, утвержденной протокольным решением от 26.05.2017 № 2 заседания рабочей группы по мониторингу внедрения в субъектах Российской Федерации целевых моделей «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», созданной в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 27.01.2017 № 30, подтверждением результата достижения целевых значений показателей являются регламенты предоставления государственных услуг. Ответственными за показатели являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
«Дорожной картой» по внедрению в Чувашской Республике целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» предусмотрено проведение органами местного мероприятия по внесению изменений в административные регламенты, определяющие порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, порядок присвоения адреса земельному участку и объекту недвижимости и внесения его в ФИАС, в части сокращения сроков оказания муниципальных услуг.
Однако до настоящего времени изменения в административные регламенты в части сокращения сроков оказания муниципальных услуг органами местного самоуправления не внесены.
В соответствии с п.9 Плана мероприятий («дорожная карта») по внедрению в Чувашской Республике целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденного протокольным решением заседания проектного офиса по Чувашской Республике лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации 29.04.2017, органы местного самоуправления являются исполнителями по обеспечению подачи заявлений на государственную регистрацию прав и кадастровый учет исключительно в электронном виде.
Статьей 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» с 1 января 2017 года установлена обязанность органов местного самоуправления представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество без участия заинтересованных лиц, в чью пользу принимается соответствующее решение в следующих случаях:
государственная регистрация договора аренды недвижимого имущества, предоставленного органом местного самоуправления гражданину или юридическому лицу;
государственная регистрация права на недвижимое имущество, если право возникает на основании акта органа местного самоуправления
Например: предоставление земельного участка бесплатно в собственность члену садоводческого товарищества; закрепление в оперативное управление; передача земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество на основании договора купли-продажи, заключаемого органом местного самоуправления;
государственная регистрация права собственности граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»;
государственный кадастровый учет созданного объекта недвижимости в случае выдачи органом местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
От имени администрации муниципального образования на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности в случае образования земельного участка в целях выставления его на аукцион, если земельный участок находится в муниципальной собственности (подпункт 5 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации) может подавать заявление и документы Кадастровый инженер.
Например, кадастровый инженер может обратиться за государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией права муниципальной собственности на земельный участок в случае выделения его в счет муниципальных (невостребованных либо отказных) земельных долей в целях предоставления на аукционе.
Требуется уплата госпошлины за регистрацию права лица, в отношении которого совершаются юридически значимые действия (уплачивается непосредственно лицом, в пользу, которого действует орган местного самоуправления, либо представителем данного лица, в том числе органом местного самоуправления, выступающим в таком качестве в силу полномочий, представленных ему законом)
Оплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав в случае подачи документов в электронном виде осуществляется исключительно после представления документов на государственную регистрацию прав с обязательным указанием кода платежа.
Управлением ежемесячно осуществляется сбор статистической информации. Информация об исполнении органами местного самоуправления
ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» по итогам за май 2017 года приведена в таблице.
Муниципальный район/ городской округ
|
Количество заявлений, направленных в орган регистрации в течение 5 рабочих дней
|
Количество заявлений, направленных в орган регистрации по истечении 5 рабочих дней
|
ИТОГО
по Чувашской Республике
|
112
|
74
|
г. Алатырь и Алатырский район
|
1
|
2
|
Аликовский район
|
0
|
0
|
Батыревский район
|
0
|
5
|
Вурнарский район
|
51
|
8
|
Ибресинский район
|
1
|
0
|
г. Канаш и Канашский район
|
0
|
1
|
Козловский район
|
0
|
0
|
Комсомольский район
|
4
|
0
|
Красноармейский район
|
7
|
0
|
Красночетайский район
|
0
|
9
|
Марпосадский район
|
0
|
0
|
Моргаушский район
|
0
|
0
|
Порецкий район
|
4
|
1
|
Урмарский район
|
2
|
1
|
Цивильский район
|
2
|
2
|
Чебоксарский район
|
0
|
0
|
Шемуршинский район
|
0
|
0
|
г. Шумерля и Шумерлинский район
|
1
|
2
|
Ядринский район
|
10
|
25
|
Яльчикский район
|
23
|
0
|
Янтиковский район
|
1
|
0
|
г. Новочебоксарск
|
3
|
14
|
г. Чебоксары
|
2
|
4
|
Представленная информация свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправлении ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В адрес Управления продолжают поступать постановления глав администраций муниципальных образований и городских округов Чувашской Республики о предоставлении гражданам земельных участков в собственность бесплатно без заявления о государственной регистрации прав.
Вместе с тем, согласно ч.4 ст.19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» за непредставление вышеуказанных документов орган государственной власти, орган местного самоуправления и иные уполномоченные лица несут административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.