Анализ деятельности административных комиссий
муниципальных районов и городских округов
Чувашской Республики
Правовую основу деятельности административных комиссий составляют Кодекс РФ об административных правонарушений и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В республике ОМС муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий для рассмотрения дел об административных правонарушениях. (Закон Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями»).
Статус, порядок создания и полномочия административных комиссий, действующих в республике, определены Законом Чувашской Республики «Об административных комиссиях» (от 30 мая 2003 г. № 17).
Законом Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в ЧР» (от 23 июля 2003 г. № 22) установлены:
административная ответственность за нарушение нормативных правовых актов ЧР,
должностные лица, уполномоченные составлять протоколы,
органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Всего в муниципальных образованиях республики на сегодняшний день действуют 28 административных комиссий, в том числе 3 административные комиссии в городе Чебоксары.
Сегодня деятельность административных комиссий тесно связана с взаимодействием органов местного самоуправления с органами внутренних дел (полицией). Около 90% материалов, содержащих признаки административного правонарушения, направляются в административные комиссии сотрудниками полиции.
На основании представленныхадминистративными комиссиями данных анализ показал, что только по 50% поступившим материалам составляются протоколы об административных правонарушениях.
Из общего количества поступивших материалов за январь - август 2017 года всего:
- вынесено определений о возвращении материалов органам полиции – в отношении 627 материалов (6%);
- вынесены определения об отказе в возбуждении дела – 3353 материала (34%) (более половины материалов по причине признания ст.19 утратившей силу);
- вынесены постановления о прекращении производства по делу – 629 материалов (6%);
- составлено протоколов об административном правонарушении должностными лицами, являющимися членами административных комиссий – 4901 (50%).
Справочно:
Основные причины возвращения на доработку органам полиции, прекращения производства по делу:
- отсутствие состава, события правонарушения;
- отсутствие даты, времени правонарушения в материалах;
- отсутствие пояснений свидетелей, заявителей и т.д.
- истечение срока привлечения к административной ответственности.
За январь-август 2017 года должностными лицами ОМС, являющимися членами административных комиссий, составлен 4901 протокол об административных правонарушениях.
Наибольшее число протоколов об административных правонарушениях составлено по статьям 9 и 19 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» (33,5% и 44,5% соответственно).
Наибольшее количество протоколов об административных правонарушениях по итогам 8 месяцев 2017 года составлено должностными лицами, являющимися членами административных комиссий Ленинского района города Чебоксары – 1465 протоколов, Московского района города Чебоксары – 836, Калининского района города Чебоксары – 459, города Новочебоксарска – 387. Из муниципальных районов республики наибольшее количество протоколов об административных правонарушениях составлено должностными лицами, являющимися членами административных комиссий Моргаушского (197), Цивильского (164), Козловского (149), Чебоксарского (142) районов.
Наименьшее количество протоколов об административных правонарушениях составлено должностными лицами Алатырского района, Шумерлинского районов по 7 протоколов.
Непосредственно на заседаниях административных комиссий рассмотрено 2794 материала об административных правонарушениях.
На слайде видно, что по итогам 8 месяцев текущего года наибольшее количество материалов об административных правонарушениях рассмотрено административными комиссиями Ленинского района города Чебоксары (1032), Московского района города Чебоксары (430), Калининского района города Чебоксары (373), из городов - города Новочебоксарска (249), города Канаша (203). Из муниципальных районов республики наибольшее количество материалов рассмотрено на заседаниях административных комиссий Цивильского (50), Ядринского (37) районов.
Наименьшее количество материалов об административных правонарушениях рассмотрено административными комиссиями Яльчикского (3), Красночетайского (3), Красноармейского (3), Аликовского (3), Шумерлинского (2) районов.
По итогам рассмотрения материалов об административных правонарушениях за 8 месяцев текущего года к административной ответственности были привлечены 2441 гражданин, 75 должностных лиц и 22 юридических лица, в отношении которых административная ответственность установлена в виде: административного штрафа или предупреждения.
Решениями административных комиссий на виновных лиц наложены административные штрафы на общую сумму 2336,40 тыс. рублей, сумма взысканных штрафов составила 1501,22 тыс. рублей, что составляет 64,0% от общей суммы, подлежащей уплате (взысканию).
Наибольшая сумма штрафов наложена решениями административной комиссии Ленинского района города Чебоксары (1279,6 тыс. рублей), что в 3 раза больше чем Московского и в 5 раз больше штрафов, наложенных решениями административной комиссии Калининского района города.
Из муниципальных районов республики - наибольшая сумма штрафов наложена решениями административной комиссии Ядринского района – 23,60 тыс. рублей.
Основная сумма штрафов решениями административной комиссии Ленинского района города Чебоксары наложена по статье 17 Закона ЧР (Размещение нестационарных торговых объектов с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов).
Еще раз хотим отметить, что штрафы, наложенные по решениям административных комиссий зачисляются в бюджет соответствующего муниципального района или городского округа.
То есть от эффективности работы административных комиссий направленной в том числе на повышение взыскиваемости административных штрафов напрямую зависит пополнение доходной части местного бюджета.