Тезисы для включения в Послание Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики в 2004 году.
- Конституционно–правовое обеспечение социально–экономических преобразований в республике
В Чувашской Республике создана стабильная конституционно-правовая основа для социально-экономических преобразований. Законотворчество приобрело системность и плановость. Значительно возросла юридическая “чистота” принимаемых законов. В 2003 году принято 45 законов. Продолжалась работа по инвентаризации и систематизации республиканского законодательства. В результате проделанной работы признаны утратившими силу, изменены и дополнены более 2000 нормативных актов, из них более 90 % - это правовые акты, принятые в 1954-1993 г.г. Осуществляется жесткий контроль за ведомственным нормотворчеством. За последние два года из 143 поступивших актов зарегистрировано – 61, 82 (57%) отказано в регистрации. Эффективность этой процедуры подтверждается отсутствием фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина. В 2003 году юридическую экспертизу прошли более 1200 проектов законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики, что в 3,8 раза больше чем в 2001 году.
Вместе с тем, министерству совместно с другими органами исполнительной власти необходимо разработать Концепцию развития законодательства Чувашской Республики на период до 2005 года.
2. Судебная реформа
В республике проведена целенаправленная работа по реформированию судебной системы. Объединены все судьи, работающие в Чувашской Республике, создан Совет судей и Квалификационная коллегия судей Чувашской Республики. Государственным Советом Чувашской Республики назначены 7 представителей общественности в Квалификационную коллегию судей. С 1 января 2003 года заработал суд с участием присяжных заседателей. Утверждены общий и запасной списки присяжных заседателей в количестве более 15 тыс. человек. Адвокаты, работающие на территории республики, прошли перерегистрацию и объединились в Адвокатскую палату Чувашской Республики. В числе первых 10 субъектов Российской Федерации в республике начиная с 2000 года открыто 60 судебных участков мировых судей, на которых создано 240 рабочих мест. В течение 2003 года мировыми судьями рассмотрено более 4 тыс. уголовных, около 27 тыс. гражданских и 26 тыс. административных дел, что в 1,5 раза больше чем в 2002 году и в 4 раза больше, чем в 2001 году. В соответствии с законом работники аппарата мировых судей признаны государственными служащими Чувашской Республики. Ведется работа по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности аппаратов мировых судей. Для размещения мировых судей заключены договоры аренды и произведен ремонт более 5 тыс.кв.м. площадей. Проведенная работа позволила в полном объеме реализовать права граждан на качественную защиту своих конституционных прав.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации” создана Комиссия по вопросам помилования при Президенте Чувашской Республики. С начала деятельности Комиссии проведено 26 заседаний, на которых рассмотрено 157 ходатайств осужденных о помиловании, по 12 ходатайствам принято решение о целесообразности применения акта помилования. Всего за истекший период помиловано Президентом России из числа отбывающих наказание на территории Чувашии 10 человек, в том числе 8 женщин.
Необходимость адекватного осознания и истолкования смысла закона в каждом конкретном случае требует от членов комиссии высокого профессионализма, нравственности и интеллекта, проявляемых в концентрированном виде, всего их культурно - личностного содержания и умственного напряжения. Именно в том, что "законы не применяются сами собой", а лишь через "суждение", и заключается необходимость такого феномена, как правовая культура - единство юридических, экономических, технических, организационных, личностных и других средств и приемов, обеспечивающих качество принятых решений членами комиссий.
С целью более полного ознакомления с жизнью и бытом осужденных, а также в целях повышения эффективности работы Комиссия провела выездное заседание в учреждении ЮЛ-34/5 в г.Козловка, где члены Комиссии общались с осужденными, обратившимися с прошениями о помиловании, отвечали на их вопросы.
В целях снижения нагрузки на мировых судей в 2004 году считаем целесообразным принять решение по увеличению числа мировых судей и соответствующего им количества судебных участков с 60 до 80.
3. Деятельность административных комиссий
В целях реализации Закона Чувашской Республики от 30 мая 2003 г. № 17 “Об административных комиссиях”, Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. № 22 “Об административных правонарушениях в Чувашской Республике” образованы 29 административных комиссий, которые в настоящее время приступили к рассмотрению поступающих материалов об административных правонарушениях. За 2003 г. ими рассмотрено 1108 материалов, наложено штрафов на сумму 961,4 тыс.руб., взыскано в бюджет республики 305,4 тыс.руб.
Больше всех рассмотрено материалов административными комиссиями: Московского района г.Чебоксары – 183, Калининского района –169, Ленинского района – 94, г.Новочебоксарска – 67, Порецкого района – 48, Канашского и Козловского районов по 45, Ибресинского и Ядринского районов по 41.
Административными комиссиями Аликовского, Комсомольского, Марпосадского и Яльчикского районов за истекший период рассмотрены всего по 8-9 материалов. Так, административная комиссия Марпосадского района из 9 рассмотренных материалов по 7 вынесла “предупреждения”, а 2 прекратила. Административная комиссия г. Алатыря, рассмотрев за указанный период 48 материалов, по всем вынесла “предупреждения”.
Культура взаимоотношений между членами комиссии и лицами, совершившими административные правонарушения, не может сводиться лишь к абстрактному соблюдению законности. Кроме нее, это понятие включает в себя строгость обстановки, убедительность и обязательность процедуры, и имеет большое воспитательное значение для оступившихся членов общества.
В целях повышения качества принимаемых административными комиссиями решений предстоит проведение систематического обучения членов комиссий.
4. Деятельность органов ЗАГС Чувашской Республики
Деятельность органов ЗАГС Чувашской Республики направлена на дальнейшее повышение качества работы по усилению охраны прав граждан и государственных интересов, обеспечение полной и своевременной регистрации актов гражданского состояния, совершенствование обрядов торжественной регистрации браков и рождений.
Признавая особую значимость семьи и того, что вокруг нее, 2003 год был объявлен в республике Годом семьи. Проведение конкурса, организованного Минюстом Чувашии и Минкультуры Чувашии посвященного Году семьи, по-зволило добиться дальнейшей активизации деятельности и совершенствования мастерства ведущих торжественные ритуалы имянаречения, творческого обогащения проводимых ритуальных торжеств новым содержанием и лучшими местными обычаями и традициями, позволяющими сохранить нравственно-этические нормы и культуру взаимоотношений между родителями и детьми, между поколениями. Проведение подобных конкурсов будет продолжено.
Одной из первых в России Чувашия приступила к реализации проектов информатизации объектов ЗАГС и паспортно-визовой службы. Министерство принимает активное участие в реализации пилотного проекта по объединению государственных информационных ресурсов системы ЗАГС ФЦП “Электронная Россия”. В 2003 году укреплена материально-техническая база органов ЗАГС, им передано 33 компьютера, установлена новая версия программного обеспечения “Многоуровневая автоматизированная иерархическая система “ЗАГС” (МАИС “ЗАГС”). Это позволило вести автоматизированную работу в полном объеме в реальном режиме, организовать регулярный обмен информацией по электронной почте, облегчить поиск необходимой информации и, в конечном счете, улучшить обслуживание жителей республики.
5.Совершенствование деятельности Регистрационной палаты Чувашской Республики
Сегодня государственная регистрация прав - не только эффективный и четко отлаженный механизм, но и постоянно развивающаяся и совершенствующаяся система, деятельность которой - еще один шаг на пути укрепления рыночной экономики. Количество рассматриваемых заявлений и зарегистрированных прав из года в год возрастает. В целях улучшения обслуживания жителей республики по вопросам, связанным с недвижимым имуществом, преодоления административных барьеров с 1 февраля 2002 года поэтапно вводится система обслуживания граждан и юридических лиц по принципу “одно окно”. В 2004 году на базе представительств Регистрационной палаты Чувашской Республики необходимо продолжить создание единых центров обслуживания граждан и юридических лиц. Объединение различных организаций или их филиалов в одном здании позволит решать комплекс вопросов по оформлению прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сокращая сроки рассмотрения документов и регистрации прав, а также производить необходимые платежи и получать нотариальные услуги.
6. Развитие малого бизнеса в Чувашской Республике
В целях создания благоприятных условий для кардинального ускорения развития малого предпринимательства, снятия административных барьеров, обеспечения доступа к рынку недвижимости, кредитам, финансовым ресурсам, на территории республики был внедрен принципиально новый механизм государственной поддержки малого предпринимательства - “одно окно”, который позволил уже за короткий срок наладить эффективное взаимодействие республиканских органов исполнительной власти с территориальными структурами федеральных органов государственной власти. В районах и городах республики были созданы представительства Министерства юстиции Чувашской Республики, деятельность которых направлена на оказание консультативно-правовой и посреднической помощи по вопросам, связанным с организацией малого предпринимательства. На сегодня ими оказаны консультации по различным вопросам предпринимательской деятельности 3617 обратившимся гражданам, при их содействии зарегистрировано 1284 предпринимателей (ими создано 1701 рабочее место), 392 малых предприятия, на которых предполагается создать 7300 рабочих мест. В числе созданных малых предприятий: производственных и перерабатывающих – 131, строительных – 62, сельскохозяйственных – 49 и др. В соответствии с заключенными соглашениями с республиканскими органами исполнительной власти ведется работа по оказанию содействия в выдаче лицензий субъектам малого предпринимательства по отдельным видам деятельности, начато также оформление прав на земельные участки.
В 2004 году предстоит осуществить работы по оказанию содействия субъектам малого предпринимательства в сельской местности в получении разрешений на организацию производства, строительство и реконструкцию объектов и других услуг.
7. Развитие социального партнерства
Социальное партнерство сегодня охватывает все формы социальной жизни республики, сопровождается органическим взаимодействием партнерских отношений в управлении республикой, районами и городами, увеличивает степень воздействия института социального партнерства на общественную жизнь. Ежегодно, начиная с 1993 года, в республике подписываются Соглашения о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, объединениями работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским советом профсоюзов, в которых Кабинет Министров Чувашской Республики берет на себя обязательства по решению важнейших социальных и экономических вопросов с учетом общественного мнения. Эффективная работа сторон позволила избежать конфронтации, коллективных трудовых споров, обеспечить выполнение обязательств, предусмотренных соглашениями в области экономического и социального развития республики. Так, за 10 месяцев 2003 года по сравнению с аналогичным периодом 2002 года по данным Комитета государственной статистики Чувашской Республики - Чувашии средняя заработная плата увеличилась на 130,2 %, денежные доходы на душу населения – на 132,9 % и составили соответственно 3108 и 2549 руб., реальная заработная плата и реально располагаемые доходы на душу населения увеличились на 113,8 % и 115,6. Рост заработной платы произошел во всех отраслях производственной сферы, уровень средней заработной платы работников бюджетной сферы увеличился на 112,9 % и составил 2318 руб.
Задачей на 2004 год в области социального партнерства в предстоящий период будет дальнейшее совершенствование системы социального партнерства на уровне организаций, органов местного самоуправления.
8. Кадровая политика
Кадровая политика министерства формировалась в соответствии со стратегией министерства и направлена на организацию эффективного управления персоналом. Для выполнения поставленных задач перед министерством задействовано около 600 специалистов, в т.ч. 229 чел. – в Регистрационной палате, 63 чел. – в органах ЗАГС, 60 чел. занимают должности мировых судей и 180 чел. работают в их аппарате, 53 чел. – в аппарате министерства, из них 26 чел. занимаются вопросами содействия малому предпринимательству. Из общего числа специалистов около 70% имеют высшее и около 25% - среднее специальное образование. Средний возраст работников – 28 лет. Прием специалистов осуществляется на конкурсной основе. Подготовка кадров производится в соответствии с республиканской целевой программой развития кадрового потенциала государственной службы Чувашской Республики “Управленческие кадры Чувашии: 2001-2003 годы”. Заключен договор с ЧГУ им И.Н.Ульянова, в рамках которого осуществляется подготовка не менее 5 специалистов-юристов высшей квалификации для министерства и организаций, курируемых министерством. На сегодня в резерве министерства состоит около 400 специалистов.
9. Правовое воспитание и правовая культура. Открытость и доступность
правовой информации гражданам
В целях обеспечения граждан и организаций правовой информацией, ее доступности и открытости для общественности сформирован Единый банк нормативных правовых актов Чувашской Республики. Это одна из первых в России официальных правовых баз, включающая в себя и акты органов местного самоуправления. Эта база позволяет гражданам видеть документы такими, какими есть. Обеспечена их 100 % аутентичность.
Необходимо совершенствовать программно-технологическое обеспечение ведения этой базы, предусматривающее оперативность получения интересующей информации.
Впервые в истории новой Чувашии во исполнение Указа Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова от 14.01.2003 № 2 “ О республиканской юридической олимпиаде” в 2003 году прошла Республиканская юридическая олимпиада, приуроченная 10-летию принятия Конституции России. В ней приняло участие более 7400 учащихся и студентов, трудящейся молодежи. Олимпиада прошла по номинациям: конституционное и муниципальное право, гражданское право и гражданский процесс, трудовое право, уголовное право и уголовный процесс. Победители олимпиады, занявшие первые места, стали стипендиатами Президента Чувашии за особую творческую устремленность.
В целях дальнейшего совершенствования юридического образования, активизации правового воспитания подрастающего поколения, повышения правовой культуры населения необходимо:
организовать Центр правовой культуры;
создать единую республиканскую систему юридического консультационного обслуживания населения с применением современных информационных технологий.