Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://minust.cap.ru/
Рекомендации международного семинара
“Эффективность законодательных процедур и развитие юридической техники”
Чебоксары, 15-16 июля 2004 года
Участники международного семинара “Эффективность законодательных процедур и развитие юридической техники”, заслушав экспертов Совета Европы и обсудив проект федерального закона “О порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов”, а также актуальные проблемы федерального законодательного процесса и законодательных процедур в странах Совета Европы и руководствуясь целями повышения качества принимаемых законов, обеспечения согласованного взаимодействия участников федерального законодательного процесса, отмечают:
- Существование насущной потребности:
1.1. Совершенствования процедуры согласования законопроектов Федеральным Собранием и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
1.2. Повышения эффективности деятельности согласительных комиссий;
1.3. Создания действенной законодательной процедуры учета решений Конституционного Суда Российской Федерации, определения пределов судебного нормотворчества;
1.4. Учреждения органа, основной функцией которого была бы разработка проектов федеральных законов и оказания содействия законодательной деятельности субъектов Российской Федерации.
2. Важность принятия федерального закона “О порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов”, основу которого может составить проект федерального закона “О порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов”, подготовленный в Государственной Думе ко II чтению и соответствующий современным задачам повышения качества правотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. При этом обратить внимание на необходимость урегулирования:
2.1. Сроков и процедуры принятия законопроекта к рассмотрению Государственной Думой;
2.2. Процедуры проведения предварительных слушаний по законопроекту в ответственном Комитете Государственной Думы;
2.3. Разнообразия процедур прохождения законопроекта во II чтении;
2.4. Процедур принятия кодифицированного законодательного акта в четырех чтениях;
2.5. Взаимодействия Государственной Думы, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации при получении заключения Правительства Российской Федерации на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, а также порядка участия Правительства Российской Федерации в деятельности Федерального Собрания;
2.6. Порядка принятия федеральных конституционных законов в рамках “челночной” процедуры.
3. Целесообразность проведения лингвистической экспертизы законопроектов на более ранней стадии “нулевого” чтения для тщательной комплексной проработки (совместно с субъектами права законодательной инициативы) терминологии законопроектов и создания четко структурированного понятийного аппарата, отвечающего требованиям юридической техники, правилам русского литературного языка и логики, а также обеспечения наличия такого понятийного аппарата во всех наиболее значимых проектах федеральных конституционных и федеральных законов.
4. Необходимость пересмотра раздела VI Регламента Государственной Думы в направлении полного охвата всех отношений, возникающих в результате деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и определения обязанности соответствующих органов Государственной Думы в связи с решениями Конституционного Суда Российской Федерации о неконституционности принятых законов.
5. Важность продолжения работы по подготовке проекта закона о нормативных правовых актах, соответствующего современным задачам повышения качества правотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов Российской Федерации и ее субъектов.
6. Необходимость унификации структуры законодательного акта и его структурных единиц. В этих целях:
6.1. Считать целесообразным проведение юридико-технической экспертизы всех законопроектов на стадии первого чтения;
6.2. Выделить юридико-техническую экспертизу в обязательный самостоятельный вид правовой экспертизы и нормы об ее обязательном проведении закрепить в регламентах и иных нормативных правовых документах субъектов законодательной деятельности;
6.3. Продолжить работу по подготовке методических пособий по законодательному процессу, юридико-техническому и лингвистическому оформлению законопроектов.
7. Считать необходимой унификацию системы и структуры отраслей законодательства, устранение неоправданного разнообразия в наименовании нормативных актов, выборе предметов правового регулирования. На основе теоретических моделей и разработок подойти к вопросу о разработке и принятии генеральных схем развития отраслей законодательства с учетом единства федерального, регионального и муниципального аспектов.