1. О результатах проведения органами исполнительной власти Чувашской Республики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов
Одним из направлений антикоррупционной политики в деятельности органов власти является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Чувашской Республики, муниципальных правовых актов и их проектов. Ее качественное проведениеявляется залогом предупреждения коррупционных рисков при принятии ими решений, затрагивающих интересы населения республики.
Слайд 2. В правовой основе ее проведения лежат акты, представленные на слайде :
- федеральные законы от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- Закон Чувашской Республики от 04.07.2007 № 14 «О противодействии коррупции»;
- указы Президента Чувашской Республики от 28.07.2003 № 77
«О государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики», от 07.06.2011 № 45 «Об утверждении Порядка подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Главы Чувашской Республики»;
- постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.01.2006 № 8 «О порядке подготовки и внесения проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики», от 25.12.2007 № 348 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики».
При проведении антикоррупционной экспертизы органы власти Чувашской Республики руководствуются прежде всего Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и утвержденной Правительством Российской ФедерацииМетодикой.
В целях проведения антикоррупционной экспертизы во всех органах исполнительной власти республики определены ответственные специалисты – представители юридических служб.
Слайд 3. Работа органов исполнительной власти республики в 2013 году по проведению антикоррупционной экспертизы представлена на слайде.
Это 1480нормативных правовых актов и их проектов, что на 33,2% больше, чем в аналогичном периоде 2012 года (АППГ- 1111). По ее результатам выявлено 15 коррупциогенных факторов, что на 26,7% меньше, чем в аналогичном периоде 2012 года (АППГ – 19).
Слайд 4. С учетом полномочий Минюстом Чувашии также проводится антикоррупционная экспертиза.
За отчетный год проведено 1315 (АППГ – 1333) экспертиз, из них в отношении 840 проектов нормативных правовых актов (АППГ - 903), представленных органами исполнительной власти.
Слайд 5. Информация по видам актов представлена на слайде (120 проектов законов Чувашской Республики (АППГ - 107), 78 проектов указов Главы Чувашской Республики (АППГ – 71), 642 проектов постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики (АППГ – 725), 426 нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики, представленных на государственную регистрацию (АППГ – 385), 49 (АППГ – 45) проектов нормативных правовых актов, разработанных Министерством (14 проектов законов Чувашской Республики, 8 проектов указов Главы Чувашской Республики, 13 проектов постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики, 14 проектов приказов Министерства).
Министерством по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в 6 актах органов исполнительной власти республики в ходе их государственной регистрации (Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики – 2, Государственная ветеринарная служба Чувашкой Республики - 1, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики – 1, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики – 1, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - 1)
и в 2 проектах актов, представленных органами исполнительной власти республики, (Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики – 2),
Слайд № 6.
выявлены следующие типичные коррупциогенные факторы, предусмотренные Методикой и представленные на слайде:
широта дискреционных полномочий; определение компетенции по формуле «вправе»;
выборочное изменение объема прав;
отсутствие или неполнота административных процедур; наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.
Коррупциогенные факторы, выявляемые в проектах, в основном устраняются на стадии проектной работы до их принятия.
2. О результатах антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов
На местном уровне также организована работа по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.
Слайд 7. За 2013 год органами местного самоуправления проведена антикоррупционная экспертиза 9224 (АППГ – 10155) муниципальных актов и 12325 (АППГ - 8443) проектов.
В ходе проведения антикоррупционной экспертизы выявлено 707 коррупциогенных факторов, из них 396 в муниципальных нормативных правовых актах и 311 (АППГ - 221) в проектах муниципальных нормативных правовых актов.
Слайд 8. Наибольшее количество антикоррупционных экспертиз за отчетный период проведено органами местного самоуправления Батыревского района (3515), Комсомольского района (2108), Канашского района (2076), Мариинско-Посадского района (1608).
Наименьшее количество антикоррупционных экспертиз за отчетный период проведено органами местного самоуправления г. Алатырь (10), Алатырского района (23), Моргаушского района (238)
Слайд 9. Наиболее часто допускаемые коррупциогенные факторы представлены на слайде:
- широта дискреционных полномочий (148);
- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции (156);
- отсутствие или неполнота административных процедур (102);
- определение компетенции по формуле «вправе» (98);
- юридико-лингвистическая неопределенность (73)
- выборочное изменение объема прав (55).
В заключении хочу отметить, что задача антикоррупционной экспертизы – это исключение из актов нечетких и неопределенных формулировок, провоцирующих развитие коррупционных отношений. Нельзя недооценивать важность этой работы, предусмотренной федеральным законодательством, которая остается приоритетным направлением в антикоррупционной деятельности и должна осуществляться во взаимодействии с органами прокуратуры Чувашской Республики, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, независимыми экспертами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы.
Задача органов власти обеспечить качество антикоррупционной экспертизы. Разрабатывая проекты актов, сопоставлять нормы, устанавливающие права и обязанности граждан и организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих не только с действующим законодательством, но и соответствующей правоприменительной практикой в данной сфере, устранять как в действующих нормативных правовых актах, так и в их проектах нормы, которые любым образом усложняют доступ граждан и организаций к материальным или нематериальным благам и ценностям.
Предложения к проекту решения заседания Координационного совета при Главе Чувашской Республики по противодействию коррупции:
В целях качественного проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов, эффективного и более конструктивного взаимодействия всех заинтересованных сторон органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить и органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов рекомендовать:
- продолжить межведомственное взаимодействие и обмен информацией с органами прокуратуры Чувашской Республики, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, независимыми экспертами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы;
- проведение работы по повышению квалификации государственных гражданских служащих Чувашской Республики и муниципальных служащих, юридических служб по вопросам проведения правовой и антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов).
Презентация к докладу