Доклад
по вопросу «О развитии муниципальной службы
в Чувашской Республике в 2013 году»
Уважаемые участники заседания!
(слайд 1-2) Совершенствование нормативно-правовой базы Чувашской Республики по вопросам муниципальной службы.
Современный этап развития местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой важной составляющей, как муниципальная служба.
На территории Чувашской Республики сформирована система правового регулирования и организации муниципальной службы в соответствии с законодательством РФ и ЧР. Нормативными правовыми актами Чувашской Республики урегулированы основные вопросы организации муниципальной службы в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации.
(слайд 3)В 2013 году Минюстом Чувашии была продолжена работа по совершенствованию законодательства Чувашской Республики, регулирующего вопросы муниципальной службы.
Было принято 7 НПА в сфере регулирования различных вопросов муниципальной службы. Данная работа продолжалась и в текущем году.
Так, 20 мая 2014 г. на заседании Государственного Совета Чувашской Республики был принят Закон Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О муниципальной службе в Чувашской Республике», предусматривающий, что для замещения ведущей группы должностей муниципальной службы в Чувашской Республике для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности не менее одного года.
(слайд 4) Также в 2013 году совместно с органами местного самоуправления была продолжена работа по реализации основных мероприятий РЦП «Развитие государственной гражданской службы Чувашской Республики и муниципальной службы в Чувашской Республике на 2011 - 2013 годы» (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 марта 2011 г. № 90), которая была направлена на достижение поставленных целей и задач по вопросам муниципальной службы представленных на слайде.
(слайд 5)Начиная с 2014 года мероприятия по повышению эффективности муниципальной службы в Чувашской Республике реализуются в рамках подпрограммы «Развитие муниципальной службы в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Развитие потенциала государственного управления» на 2012–2020 годы (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 ноября 2011 г. № 501), ответственным исполнителем которой является Минюст Чувашии.
Подпрограмма является системным продолжением РЦП «Развитие государственной гражданской службы Чувашской Республики и муниципальной службы в Чувашской Республике на 2011–2013 годы», которая направлена на повышение престижа муниципальной службы, эффективность кадровых резервов, формирование положительного имиджа ОМС, доверие граждан к деятельности муниципальных служащих.
(слайд 6) Одной из первостепенных задач в сфере муниципальной службы является формирование высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы.
Если говорить о кадровой ситуации в органах местного самоуправления следует отметить, что по состоянию на 1 января 2014 года количество муниципальных служащих составляло 2611 человек.
По численности муниципальных служащих республика практически находится чуть ли не на последнем месте.
2/3 женщин заняты на муниципальной службе, 80% муниципальных служащих в возрасте более 31 года. Молодежь составляет пятую часть. 85% имеют высшее образование.
(слайд 7) Одним из приоритетных направлений в сфере муниципальной службы в Чувашской Республике является формирование кадрового резерва и его эффективное использование. Правильная организация работы по формированию кадрового резерва – это залог эффективной деятельности муниципальных органов.
За последние годы ОМС была проведена большая работа по формированию кадрового резерва.
В 2013 годув кадровый резерв для замещения должностей муниципальной службы включено 1649 человек, из них были назначены на должности 87 человек.
По информации органов местного самоуправления «Доля должностей муниципальной службы, на которые сформирован кадровый резерв» составило 52,9%. Данный показатель не соответствует установленному РЦП индикатору (60%)
Причинами невыполнения в 2013 году индикатора явились: недоработка в области кадровой политики; конкурсы по формированию кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы не проводились либо признаны несостоявшимися в связи с отсутствием кандидатов для участия в конкурсе.
В связи с чем в городах Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары и Аликовском, Батыревском, Вурнарском, Ибресинском, Комсомольском, Цивильском и Янтиковском районах необходимо принять меры по выполнению программных показателей в этом году.
В целях обеспечения конституционного права граждан на равный доступ к муниципальной службе и права муниципальных служащих на должностной рост на конкурсной основе во всех муниципальных образованиях приняты муниципальные нормативные правовые акты об утверждении положений о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в муниципальном образовании. Определены порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления.
«Доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на конкурсной основе» составила по итогам 2013 года 65,4%, что также не соответствует установленному РЦП в 2013 году показателю 70%.
По информации органов местного самоуправления в качестве причин невыполнения в 2013 году индикатора указывается:
отсутствие квалифицированных кадров для замещения вакантных должностей муниципальной службы;
большинство вакантных должностей муниципальной службы составляли младшая группа должностей либо временные должности;
конкурсы на замещение вакантных должностей муниципальной службы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием кандидатов для участия в конкурсе из-за низкого уровня денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы;
вакантные должности муниципальной службы, замещаемые на конкурсной основе, образовались в конце декабря 2013 г.
(слайд 8)Резерв управленческих кадров.
В республике из 317 муниципальных образований в 202 (63,7%) сформированы резервы управленческих кадров, в которых по состоянию на 31 декабря 2013 года состояло 666 человек. В течение 2013 года из резервов управленческих кадров муниципальных образований были назначены (избраны) на должности 66 человек.
При этом необходимо отметить, что работа по формированию резервов управленческих кадров в муниципальных образованиях требует дополнительного совершенствования.
(слайд 9)Дополнительное профессиональное образование.
Развитие социально-политической и экономической ситуации, качественное изменение роли муниципальной службы в обществе, структуры и потенциала местного самоуправления требуют регулярного повышения квалификации и профессиональной подготовки муниципальных служащих, освоение ими новых навыков и получения новых знаний.
В 2013 году 435 муниципальных служащих повысили квалификацию по направлениям, представленным на слайде:
«Основы деятельности юридической службы в органах местного самоуправления»;
«Совершенствование деятельности управляющих делами администраций районов и городов в Чувашской Республике»;
«Профилактика и предупреждение коррупции в органе местного самоуправления»;
«Вопросы инвестиций»;
«Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг».
Программные показатели по доле муниципальных служащих, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в 2013 году были выполнены и составили 15,2 % (по Программе – 15 %).
(слайды 10-14) Вопросы соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассматриваются на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, правовую основу которых составляют нормативные правовые акты как федерального, республиканского, так и муниципального уровней. Комиссии созданы во всех муниципальных образованиях.
За 2013 год проведено 135 заседаний Комиссий (в 2012 году - 145) в отношении 142 муниципальных служащих.
В 2013 году по результатам рассмотрения Комиссиями было установлено 55 нарушений в сфере муниципальной службы, что на 56% меньше чем в 2012 году (97 нарушений), в том числе:
- 48 нарушений требований, связанных с представлением муниципальными служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,
- 1 нарушение требований к служебному поведению,
- 6 нарушений требований об урегулировании конфликта интересов.
Нарушения были выявлены всего в 7 муниципальных образованиях, что говорит об их более тщательном подходе и организации работы комиссий.
Привлечены к дисциплинарной ответственности 46 муниципальных служащих, что составляет 83,6 % от общего количества нарушений. Наиболее хорошо работа комиссий поставлена в Порецком и Козловском районах.
Вопросы соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, а также деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, образованных в муниципальных районах и городских округах, были предметом обсуждения на зональных семинарах с главами сельских и городских поселений в марте 2014 года, проводимых Советом муниципальных образований Чувашской Республики.
Внедрение новых принципов кадровой политики в системе муниципальной службы.
В соответствии с Законом Чувашской Республики «О муниципальной службе в Чувашской Республике» в целях определения соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы проводится его аттестация.
Во всех муниципальных образованиях приняты положения о проведении аттестации муниципальных служащих, а также определены порядки работы аттестационных комиссий.
Открытость муниципальной службы.
В целях обеспечения открытости муниципальной службы на официальных сайтах органов местного самоуправления созданы разделы «Муниципальная служба», в которых содержатся нормативная правовая база регулирующая вопросы муниципальной службы и другая необходимая информация по вопросам муниципальной службы.
(слайд 15) Для повышения эффективности муниципальной службы, а также результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих Министерством осуществляется взаимодействие с ОМС по вопросам муниципальной службы, в том числе и по вопросам реализации РЦП развития государственной и муниципальной службына 2011–2013 г. и действующей подпрограммы «Развитие муниципальной службы в Чувашской Республике» по вопросам муниципального нормотворчества. Особое внимание уделяется оказанию методической помощи ОМС в сфере муниципальной службы.
В целях соблюдения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной службе и реализации программных мероприятий Минюстом проводятся плановые проверки муниципальных образований Чувашской Республики, основное внимание в ходе которых уделяется на своевременность приведения органами местного самоуправления МНПА в соответствие с законодательством РФ и ЧР, наличие муниципальных программ развития муниципальной службы, соблюдение квалификационных требований к должностям муниципальной службы, формирование и использование кадрового резерва на муниципальной службе и другие.
(слайд 16) Повышение престижа и авторитета муниципальных служащих.
В целях повышения престижа муниципальной службы в Чувашской Республике и профессионализма муниципальных служащих в Чувашской Республике, признания заслуг в профессиональной служебной деятельности лиц, замещающих должности муниципальной службы в Чувашской Республике, а также в целях стимулирования активности и повышения мотивации эффективного исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального кадрового состава, раскрытия творческого потенциала муниципальных служащих в марте 2014 года Закон ЧР (от 12.04.2005 № 15) «О государственных наградах Чувашской Республики» был дополнен новым видом поощрения лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих в Чувашской Республике, проработавших в органах местного самоуправления в Чувашской Республике не менее 10 лет, за вклад в развитие местного самоуправления, безупречную и эффективную муниципальную службу - знаком отличия «За безупречную службу в органах местного самоуправления в Чувашской Республике».
Данное звание получили на сегодня 6 муниципальных служащих и 3 лиц, замещающих муниципальные должности.
Кроме того с 2012 года в республике ежегодно проводится конкурс «Лучший муниципальный служащий в Чувашской Республике» по номинациям: «Лучший муниципальный служащий муниципального района, городского округа» и «Лучший муниципальный служащий городского (сельского) поселения».
В конкурсе «Лучший муниципальный служащий в Чувашской Республике» в 2013 году приняли участие 48 муниципальных служащих.
30 участников - в номинации «Лучший муниципальный служащий муниципального района, городского округа» и 18 участников - в номинации «Лучший муниципальный служащий городского (сельского) поселения».
26 декабря 2013 года, с участием Главы Чувашской Республики М.В.Игнатьева, заместителя Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - Руководителя Администрации Главы Чувашской Республики А.С.Иванова состоялось торжественное награждение победителей конкурса «Лучший муниципальный служащий в Чувашской Республике».
Конкурс на лучшего муниципального служащего будет проведен и в 2014 году.
В заключении хочу отметить необходимость, а главное важность именно эффективности, результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих в Чувашской Республике, которая в первую очередь объясняется близостью к населению, и их вопросам и проблемам.
В связи с чем руководителям ОМС необходимо больше уделять внимания работе с личным составом, организации качественной, ответственной и эффективной работе муниципальных служащих, формированию высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы, повышения престижа муниципальной службы и авторитета муниципальных служащих.
(слайд 17) Задачи по дальнейшему развитию муниципальной службы представлены на следующем слайде.
внедрение новых кадровых технологий по вопросам на муниципальной службе;
повышение эффективности подготовки кадров для муниципальной службы, профессионального развития муниципальных служащих, лиц, состоящих в кадровых резервах органов местного самоуправления в Чувашской Республике;
совершенствование порядка формирования, использования и подготовки кадровых резервов;
создание объективных и прозрачных механизмов конкурсного отбора кандидатов на замещение должностей муниципальной службы и в кадровые резервы;
формирование положительного имиджа органов местного самоуправления;
обеспечение стабильности кадрового корпуса органов местного самоуправления;
совершенствование организационной системы управления кадровыми процессами.
(Слайд 18) Доклад окончен, спасибо за внимание!
Презентация к докладу